Технические науки, особенности их структуры и методов
Гуманитарный вестник
# 5·2017 7
В технических науках проводятся специальные теоретические
(или специфические фундаментальные) исследования, анализ кото-
рых становится одной из главных задач современной методологии и
истории науки. Вот почему так важно различать чувственный, эмпи-
рический, теоретический и метатеоретический уровни знания в науке
в целом и каждой из наук в отдельности [5]. Это необходимо прежде
всего для выявления специфического множества методов познания,
свойственных каждому уровню научного познания. Охарактеризуем
кратко эти методы:
•
методы чувственного уровня научного познания — научное
наблюдение, эксперимент, измерение. Рассматривается полученная
информация с помощью чувственного восприятия показаний различ-
ных научных приборов;
•
методы эмпирического уровня научного познания — описание
данных наблюдения, эксперимента, эмпирическое обобщение, пред-
ставление результатов наблюдения и эксперимента в виде определен-
ных графиков, схем, классификаций, формулировка научных фактов и
эмпирических законов, их систематизация, построение феноменологи-
ческих теорий, эмпирическое научное объяснение и предсказание, эм-
пирическое моделирование;
•
методы теоретического уровня научного познания — идеализа-
ция, конструктивно-генетический, аксиоматический, дедуктивный,
системный методы, теоретическое моделирование, интерпретация
научной теории, метод принципов;
•
методы метатеоретического уровня научного познания — под-
тверждение частнонаучных теорий путем выведения их положений в
качестве следствий из более общих научных теорий; метод обосно-
вания частных и общих научных теорий путем согласования их по-
ложений с общенаучным знанием (научной картиной мира и общена-
учной методологией), с принятыми в науке идеалами и нормами
научного исследования; метод философского обоснования фунда-
ментальных теорий путем их согласования с философским знанием
(философскими основаниями науки).
Таким образом, технические науки являются частью науки, и, хотя
не должны отрываться от технической практики, они не тождественны
последней. Конечно, с помощью научно-технических дисциплин про-
исходит обслуживание техники, но, несмотря на свою специфику, дан-
ные дисциплины направлены прежде всего на получение объективного,
поддающегося социальной трансляции полезного знания.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Горохов В.Г.
Основы философии техники и технических наук
. Москва,
Гардарика, 2007, 296 с.