Гуманитарный вестник
# 5·2017 1
УДК 168.5 DOI 10.18698/2306-8477-2017-5-433
Технические науки, особенности их структуры
и методов
© А.В. Колоскова, С.А. Лебедев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены особенности структуры технических наук по сравнению с есте-
ственными, а также специфика их содержания, развития и методов. Показана
непосредственная обусловленность их содержания тремя группами факторов:
практическими, техническими и инженерными проблемами, уровнем развития
науки в целом, прежде всего естественных наук и математики, а также господ-
ствующей в обществе картиной мира. Обосновано наличие в структуре техниче-
ских наук четырех качественно различных уровней научного знания: чувственного,
эмпирического, теоретического и метатеоретического. Раскрыта сущность ме-
тодов построения и обоснования технических теорий.
Ключевые слова:
технические науки, структура технического знания, методы
технических наук
Технические науки — это науки, изучающие создание и функци-
онирование техники. Эволюция технических знаний базируется на
развитии практических навыков и объектного содержания техниче-
ской деятельности, после того как предпосылки развития целостного
комплекса технических объектов и знаний включены в структуру
объектного действия, а само техническое знание отражает действия
субъекта, технологические операции и технологические процессы.
Первая форма технического знания возникла с целью фиксации и
предписания набора приемов практической деятельности. Это был
длительный период развития сугубо эмпирического уровня техниче-
ского знания вплоть до возникновения технических теорий, основан-
ных на мысленном проектировании технических систем, физического
и математического обоснования технических моделей, их последу-
ющей экспериментальной проверки, натурного испытания функцио-
нальной полезности и надежности сконструированных на основе
данных моделей технических устройств и систем. Это важный шаг
от чисто эмпирического уровня технического знания к развитию тех-
нических наук на основе технических теорий был сделан лишь в эпо-
ху Возрождения и Новое время. До этого развитие техники базирова-
лось в основном на природном инженерном таланте отдельных уче-
ных и практиков. Но лишь к XIX в. сознательная ориентация на
естествознание и математику при проектировании технических си-
стем показала свою огромную эффективность при создании новых
видов техники и технологий, а начиная с XX в. стала главным источ-