А.В. Колоскова, С.А. Лебедев
2
Гуманитарный вестник
# 5·2017
ником как прогресса самих технических наук, так и их практического
применения [1].
Развитие технических наук опиралось на естествознание, что при-
вело их к приданию техническому научному знанию формы и структу-
ры, аналогичной естественно-научному знанию. Еще одним следствием
ориентации технических наук на естествознание как лидера классиче-
ской науки стало изменение социальной структуры технознания.
К XIX в. уже сформировалась сеть профессиональных инженерных
обществ, подобных научным, стали издаваться научно-технические
журналы, были созданы исследовательские технические лаборатории, а
математические теории и экспериментальное знание естественных наук
и их методы все более приспосабливались к техническим нуждам.
Структура и постановка проблем в технических науках определялась не
только познавательной, но и практической деятельностью инженеров,
окончательно их новое понимание было закреплено и институализиро-
вано в возникших в середине XIX в. высших технических школах.
В настоящее время обозначился новый этап развития технических наук,
который выражается в реализации комплексных исследований в рамках
интеграции не только технических и естественных, но и обществен-
ных наук [2].
Предметом технических наук является совокупность свойств, от-
ношений и законов разных видов техники, технологий, приборов, из-
мерительных инструментов, строительных, архитектурных кон-
струкций и других артефактов человеческой деятельности. Эти свой-
ства исследуются во многих технических науках, например в теории
машин и механизмов, сопротивлении материалов, материаловедении,
строительстве, фармацевтике и др.
Предмет технических наук и особенности свойств технического
знания определяют понятие технико-технологической рациональности
как особого вида научной рациональности, предъявляя следующую со-
вокупность требований к техническому знанию [3, 4]: «вещная» объек-
тивность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость,
системная надежность, практическая эффективность, социальная полез-
ность, точность, открытость для критики, возможность оптимизации
или отказа от прежней модели.
Анализ литературы показывает, что общепринятой трактовки
объекта и структуры технических наук до сих пор не существует.
Тем не менее, по мнению авторов статьи, все же можно выделить ос-
новные подходы к решению указанных вопросов. Объект техниче-
ских наук — это техника, технология, техническая, инженерная дея-
тельность и практика, определенные закономерности функциониро-
вания и развития техники в целом, а также отдельных ее элементов,
принципы, способы и методы проектно-технической деятельности,