А.В. Колоскова, С.А. Лебедев
4
Гуманитарный вестник
# 5·2017
ной схемы, затем она преобразуется в картину естественного физиче-
ского процесса, отражающую функционирование данного устрой-
ства. Инженерная задача переходит в научную проблему, а потом —
в математическую задачу, решаемую дедуктивным путем. Этот путь
(снизу вверх) называется анализом схем, а противоположный ему —
синтезом схем. Он позволяет на базе уже имеющихся конструктив-
ных элементов, точнее, соответствующих им идеальных объектов,
синтезировать новое техническое устройство (его идеальную модель
или теоретическую схему) по определенным правилам дедуктивного
преобразования, рассчитать его основные параметры и проимитиро-
вать функционирование. Выработанное на основе идеальной модели
решение затем последовательно переносится на уровень инженерной
практики. Главная задача технической теории состоит в разработке
разных типов структурных схем для всевозможных требований и
условий. Тем самым заранее теоретически обеспечивается создание
соответствующих технических устройств и систем.
Выявление специфики технических наук обычно осуществляется
на основе их сопоставления с другими науками — естественными,
социально-гуманитарными, математическими.
Особенность научно-технических дисциплин состоит в том, что в
них инженерная деятельность часто не только дополняет экспери-
ментальную, но и выполняет функцию эксперимента, заменяя его.
Именно в инженерной деятельности проверяется адекватность теоре-
тических выводов и выявляется новый эмпирический материал для
исследования. Научно-технические дисциплины обязаны доводить
теоретические знания до уровня практических инженерных рекомен-
даций. Специфика технической теории выражается не столько в ис-
пользовании ее выводов для объяснения протекающих в технических
устройствах природных процессов или даже необходимости доказа-
тельства применимости ее результатов на практике, сколько в их ре-
гулярном практическом использовании для создания этих техниче-
ских устройств.
Поскольку все виды технических устройств являются материаль-
ными объектами, то технические науки тесно связаны с естествозна-
нием, изучающим различные природные материальные системы.
Технические и естественные науки имеют один предмет — области
инструментально измеримых явлений, однако проводят его исследо-
вание различным образом. Технические объекты — это реальные
объекты, которые создаются для выполнения определенных целесо-
образных функций. Техника, будучи объектом творчества, не являет-
ся простой реализацией естественно-научных знаний: она имеет свои
законы развития, которые также выступают основой технического
творчества. Более того, законы естествознания служат лишь исход-
ной основой для технической творческой деятельности. Действие