Previous Page  6 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 12 Next Page
Page Background

И.Е. Лапшина, А.А. Чуканова

6

Гуманитарный вестник

# 1·2017

а при отсутствии родителей или если передача родителям противоре-

чит интересам ребенка — органам опеки и попечительства.

На данный момент в международном праве нет норм, определя-

ющих, необходимо ли в случае отмены усыновления возвратить ре-

бенка в страну происхождения или нет. Этот вопрос решают на

уровне национального права принимающего государства. Современ-

ная международная обстановка характеризуется парадоксальным со-

четанием потребности и неизбежности тесного взаимодействия стран

с различными политическими, экономическими, религиозными и

культурными установками и нарастанием острых конфликтов между

ними. В таких условиях вопросы международного усыновления при-

обретают особую остроту, поскольку судьба конкретного ребенка

ставится в зависимость от взаимных претензий и амбиций отдельных

государств. Примером тому могут служить разгорающиеся на фоне

осложнения политических отношений многочисленные скандалы,

связанные с усыновлением российских детей иностранными гражда-

нами. В связи с этим важно рассмотреть проблемы международного

усыновления и перспективы его развития.

Причиной правонарушений в сфере иностранного усыновления в

Российской Федерации, по мнению авторов статьи, нередко становятся

ошибки в законодательстве. Один из наиболее ярких примеров — ранее

упомянутый Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, при-

частных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека,

прав и свобод граждан Российской Федерации». Он позиционировал-

ся российскими властями как ответ на принятый незадолго до этого в

США закон, вводящий визовые ограничения на въезд в страну граж-

дан России и блокировку их финансовых активов, больше известный

как «акт Магнитского». Однако до сих пор непонятно, какое отноше-

ние имеет запрет на усыновление российских детей-сирот к санкциям

в отношении Америки.

Совет при Президенте РФ по правам человека 28 декабря 2012 г.

вынес экспертное заключение, в котором говорится, что «закон Димы

Яковлева» противоречит Конституции, международным договорам и

Конвенциям РФ и не может быть принят в своем нынешнем виде.

Основные претензии Совета относились к процедуре принятия зако-

на и его содержанию. В соответствии с Федеральным законом «О

международных договорах Российской Федерации» законы, преду-

сматривающие прекращение или изменение договоров, заключенных

от имени РФ, могут направляться исключительно президентом или

правительством; депутаты только рассматривают предложения о

прекращении или приостановлении действия международных дого-

воров РФ. Совет также отметил, что «санкции фактически касаются

российских детей, оставшихся без попечения родителей. Российские