И.Е. Лапшина, А.А. Чуканова
6
Гуманитарный вестник
# 1·2017
а при отсутствии родителей или если передача родителям противоре-
чит интересам ребенка — органам опеки и попечительства.
На данный момент в международном праве нет норм, определя-
ющих, необходимо ли в случае отмены усыновления возвратить ре-
бенка в страну происхождения или нет. Этот вопрос решают на
уровне национального права принимающего государства. Современ-
ная международная обстановка характеризуется парадоксальным со-
четанием потребности и неизбежности тесного взаимодействия стран
с различными политическими, экономическими, религиозными и
культурными установками и нарастанием острых конфликтов между
ними. В таких условиях вопросы международного усыновления при-
обретают особую остроту, поскольку судьба конкретного ребенка
ставится в зависимость от взаимных претензий и амбиций отдельных
государств. Примером тому могут служить разгорающиеся на фоне
осложнения политических отношений многочисленные скандалы,
связанные с усыновлением российских детей иностранными гражда-
нами. В связи с этим важно рассмотреть проблемы международного
усыновления и перспективы его развития.
Причиной правонарушений в сфере иностранного усыновления в
Российской Федерации, по мнению авторов статьи, нередко становятся
ошибки в законодательстве. Один из наиболее ярких примеров — ранее
упомянутый Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, при-
частных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека,
прав и свобод граждан Российской Федерации». Он позиционировал-
ся российскими властями как ответ на принятый незадолго до этого в
США закон, вводящий визовые ограничения на въезд в страну граж-
дан России и блокировку их финансовых активов, больше известный
как «акт Магнитского». Однако до сих пор непонятно, какое отноше-
ние имеет запрет на усыновление российских детей-сирот к санкциям
в отношении Америки.
Совет при Президенте РФ по правам человека 28 декабря 2012 г.
вынес экспертное заключение, в котором говорится, что «закон Димы
Яковлева» противоречит Конституции, международным договорам и
Конвенциям РФ и не может быть принят в своем нынешнем виде.
Основные претензии Совета относились к процедуре принятия зако-
на и его содержанию. В соответствии с Федеральным законом «О
международных договорах Российской Федерации» законы, преду-
сматривающие прекращение или изменение договоров, заключенных
от имени РФ, могут направляться исключительно президентом или
правительством; депутаты только рассматривают предложения о
прекращении или приостановлении действия международных дого-
воров РФ. Совет также отметил, что «санкции фактически касаются
российских детей, оставшихся без попечения родителей. Российские