В.Ю. Ивлев
2
Гуманитарный вестник
# 1·2017
Из текстов авторов и комментаторов свидетельств можно сделать
вывод, что Демокрит называет
необходимым
то, что вызвано внут-
ренними причинами и присуще вещам «по природе».
Случайным
— то,
что вызвано внешними причинами и не присуще вещам «по
природе». О таком понимании говорится в свидетельстве 563 Прокла
[1]. Все в мире Демокрит делит на
необходимое
, которое существует
во всех случаях, и
случайное
, которое существует не во всех случаях.
Случайное он подразделяет на:
1) существующее в большинстве случаев (возможность в первом
смысле);
2) существующее в меньшинстве случаев (возможность во
втором смысле);
3) существующее в половине случаев — равновероятность
(возможность в третьем смысле).
Таким образом, три типа случайности называются по Демокриту
возможностями.
Для понимания взглядов Демокрита на категории необходимости
и случайности следует принять во внимание его учение об атомах.
Необходимыми по Демокриту являются качества, обусловленные со-
ставом атомов и в силу этого принадлежащие телам «по природе».
Эти качества всегда есть у всех тел, состоящих из одинаковых ато-
мов. Качества, обусловленные способом соединения атомов, не яв-
ляются принадлежащими телам «по природе», поскольку тела воз-
действуют друг на друга и расположение атомов в них от этого изме-
няется. Эти качества являются случайными, так как принадлежат не
всем телам и не всегда. Демокрит не выделяет следующие возможно-
сти: принадлежащее всем предметам, но не во всех случаях, принад-
лежащее не всем предметам (некоторым), но во всех случаях. Такого
с точки зрения его учения об атомах быть не может.
Рассмотрим учение Демокрита о категориях модальности (необ-
ходимости, случайности и возможности) с использованием средств
современной логики.
Обозначим
выражения «необходимо, что...», «случайно, что...»,
«возможно, что...» в трех смыслах соответственно символами Н, С,
В
1
, В
2
, В
3
.
Пусть отрицание («неверно, что...»), конъюнкция («и»), дизъ-
юнкция («или»), метаязыковая импликация («если..., то...») и эквива-
лентность («если и только если..., то...») обозначаются соответствен-
но символами
Тогда связь между необходимостью,
случайностью и возможностями в первом, втором и третьем смыслах
можно представить следующим образом.
Если
А
необходимо, то
А
не является случайным:
Н
А
С
А
;