Гуманитарный вестник
# 1·2017 1
УДК 01.001:167/168 DOI 10.18698/2306-8477-2017-01-409
Категории модальности и их употребление
в современных биологических концепциях
© В.Ю. Ивлев
МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проанализирована правомерность использования категорий модальности (необхо-
димости, случайности и возможности), уточнено их содержание в биологии.
Исследовано первое в истории философии понимание категорий модальности
Демокритом, в том числе с помощью средств современной логики. Выявлены ос-
новные случаи употребления рассматриваемых категорий в современной биологии.
Ключевые слова:
категории, биология, необходимость, случайность, возмож-
ность, модальность, логика, методология, научное познание
Первая документально зафиксированная в истории философии
попытка исследовать понимание категорий модальности (необходи-
мости, случайности и возможности) предпринята Демокритом. Со-
гласно свидетельствам древних авторов, философ написал 70 произ-
ведений. Однако ни одно из них до нас не дошло. О взглядах Демо-
крита можно судить лишь по воспоминаниям его современников,
которые тщательно собирали философы уже в XIX в. Так, в 1860 г.
Ф. Муллах опубликовал около 300 свидетельств о взглядах Демокри-
та. В 1970 г. их было напечатано уже свыше 800 [1]. В отечественной
литературе философские взгляды Демокрита исследовали А.О. Ма-
ковельский, С.Я. Лурье, В.П. Горан и другие авторы. В меньшей сте-
пени изучен его труд о категориях необходимости и случайности.
При рассмотрении взглядов Демокрита на понимание категорий
модальности в первую очередь обсуждают вопрос, признавал ли он
случайность. Решающим аргументом в пользу того, что Демокрит не
признавал случайности, многие авторы считают высказывание об
«идоле случая», принадлежащее Демокриту. Приведем его в
переводе А.О. Маковельского: «Люди измыслили идол случая, чтобы
пользоваться им как предлогом, прикрывающим собственную
нерассудительность» [2]. В этом фрагменте Демокрит обозначает
случай словом «тюхэ». Так древние греки называли не только
случайность, но и судьбу. В.П. Горан обоснованно утверждает, что
этим высказыванием Демокрит критикует концепцию фатальной
судьбы [3, с. 30]. Таким образом, нет оснований для утверждения, что
в этих или в каких-либо других словах, приписываемых Демокриту,
отрицается случайность.