Факторы роста конкурентоспособности и новые технологические платформы
…
Гуманитарный вестник
# 12·2016 5
мер по происхождению энергии и теплоты (от АЭС, ТЭС, ГЭС, ВИЭ-
генерации), их себестоимости и цене, способу реализации потребите-
лям и сопутствующему сервису, имиджу генерирующих компаний —
производителей данного продукта. На мировых рынках конечный
продукт генерирующих компаний в отрасли энергетики может отли-
чаться также торговой маркой.
Отечественные аналитики отмечают, что реформирование рос-
сийской отрасли энергетики не завершено, «современные рынки
электроэнергии пока еще очень далеки от классических рынков со-
вершенной конкуренции, что в значительной степени объясняется
технологическими особенностями отрасли на данном этапе техниче-
ского развития, а не конструкцией рыночных механизмов» [5, с. 4].
Формирование российских конкурентных рынков сдерживает-
ся значительной долей влияния участия государства в
тарифной
оценке результатов деятельности, основанной на так называемом ме-
тоде «издержки плюс», т. е. данных о
средних издержках
(ресурсных
затратах) с добавлением к ним некоторого фиксированного процент-
ного значения надбавки, по возможности возмещающего эти издерж-
ки. Подобный метод считается приемлемым лишь как
метод ограни-
ченной рациональности
, т. е. в той мере, насколько он обеспечивает
экономию ограниченных ресурсов в условиях решения множества за-
дач общественной значимости, не сводящихся лишь к поиску
«наилучшей цены и прибыльности». Функцию метода ограниченной
рациональности в отечественной практике выполняет
нерыночный
механизм —
договоры на поставку мощности
(ДПМ), помимо кото-
рых крупным генерирующим компаниям сложно возмещать издержки
и привлекать инвестиции. В этих условиях потребители не являются
участниками, способными реагировать на колебания цен в режиме ре-
ального времени. Механизм ДПМ если и гарантирует результат, то при
высоких затратах и при условии, что все финансовые риски и ошибки в
размещении объектов и их избыточность ложатся на потребителей
[5, с. 24, 25, 27].
Создание
своих рынков
монопольно-конкурентными компаниями
связано не столько с рыночным ценообразованием энергетического
продукта, сколько с инновациями
и коммерциализацией собственных
технологических наработок как результатов научно-технических ис-
следований с обоснованной доказанностью их позитивных эффектов.
Такие рынки способны реализовать сравнительные преимущества
компаний в энергетике, в том числе с инвестиционными вложениями
бюджетных средств в НИОКР, ввод инноваций в основной техноло-
гический процесс, повышающий стоимость компании; ее эффектив-
ный маркетинг на внутреннем и мировом рынках. Инновационное и
технологическое превосходство компаний — единственный фактор