Previous Page  5 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 21 Next Page
Page Background

Факторы роста конкурентоспособности и новые технологические платформы

Гуманитарный вестник

# 12·2016 5

мер по происхождению энергии и теплоты (от АЭС, ТЭС, ГЭС, ВИЭ-

генерации), их себестоимости и цене, способу реализации потребите-

лям и сопутствующему сервису, имиджу генерирующих компаний —

производителей данного продукта. На мировых рынках конечный

продукт генерирующих компаний в отрасли энергетики может отли-

чаться также торговой маркой.

Отечественные аналитики отмечают, что реформирование рос-

сийской отрасли энергетики не завершено, «современные рынки

электроэнергии пока еще очень далеки от классических рынков со-

вершенной конкуренции, что в значительной степени объясняется

технологическими особенностями отрасли на данном этапе техниче-

ского развития, а не конструкцией рыночных механизмов» [5, с. 4].

Формирование российских конкурентных рынков сдерживает-

ся значительной долей влияния участия государства в

тарифной

оценке результатов деятельности, основанной на так называемом ме-

тоде «издержки плюс», т. е. данных о

средних издержках

(ресурсных

затратах) с добавлением к ним некоторого фиксированного процент-

ного значения надбавки, по возможности возмещающего эти издерж-

ки. Подобный метод считается приемлемым лишь как

метод ограни-

ченной рациональности

, т. е. в той мере, насколько он обеспечивает

экономию ограниченных ресурсов в условиях решения множества за-

дач общественной значимости, не сводящихся лишь к поиску

«наилучшей цены и прибыльности». Функцию метода ограниченной

рациональности в отечественной практике выполняет

нерыночный

механизм —

договоры на поставку мощности

(ДПМ), помимо кото-

рых крупным генерирующим компаниям сложно возмещать издержки

и привлекать инвестиции. В этих условиях потребители не являются

участниками, способными реагировать на колебания цен в режиме ре-

ального времени. Механизм ДПМ если и гарантирует результат, то при

высоких затратах и при условии, что все финансовые риски и ошибки в

размещении объектов и их избыточность ложатся на потребителей

[5, с. 24, 25, 27].

Создание

своих рынков

монопольно-конкурентными компаниями

связано не столько с рыночным ценообразованием энергетического

продукта, сколько с инновациями

и коммерциализацией собственных

технологических наработок как результатов научно-технических ис-

следований с обоснованной доказанностью их позитивных эффектов.

Такие рынки способны реализовать сравнительные преимущества

компаний в энергетике, в том числе с инвестиционными вложениями

бюджетных средств в НИОКР, ввод инноваций в основной техноло-

гический процесс, повышающий стоимость компании; ее эффектив-

ный маркетинг на внутреннем и мировом рынках. Инновационное и

технологическое превосходство компаний — единственный фактор