В.Г. Родионова, Т.В. Крупнова
4
Гуманитарный вестник
# 12·2016
их потребляемых объемов на производственную деятельность различ-
ных энергетических компаний (АЭС, ТЭС, ГЭС). Существенно отли-
чаются показатели капиталоемкости, стоимости инфраструктуры и
сроков ее возведения. Также несопоставимы внутрипроизводственные
расходы на обслуживание основных и вспомогательных процессов тра-
диционных и конкурирующих с ними новых видов альтернативной ге-
нерации. Наконец гарантии безопасности, показатели антропогенного
влияния на окружающую среду сопряжены с весьма значительными до-
полнительными и постоянно растущими затратами финансов на АЭС,
ТЭС, их минимизацией на ГЭС и появлением новых видов альтерна-
тивной генерации на основе ресурсов окружающей среды, не имеющих
топливной составляющей (ВИЭ-генерации).
Энергетические компании как монопольно-конкурентные
структуры.
Рыночные условия, постепенно распространяющиеся на
сферу энергетики, — это конкурентная среда внутриотраслевого и
глобального противостояния экономических интересов генерирую-
щих компаний. В соответствии с реформой отечественной энергети-
ки генерирующие компании обретают свойства
монопольно-
конкурентных структур,
а новые станции альтернативной генерации
набирают конкурентные силы. Монопольный статус ведущих энерге-
тических компаний все еще сглаживает непривычную для них жест-
кость рыночной конкуренции. Рыночная среда и конкуренция изме-
няют экономическое поведение компаний согласно тенденциям,
свойственным общемировой практике.
Во-первых, монопольно-конкурентные структуры энергетиче-
ской отрасли, как правило, представлены компаниями, относительно
обособленными в зависимости от специфики используемых ресурсов
природного происхождения
(ядерного топлива, углеводородов, вод-
ных и других ресурсов, не имеющих топливной составляющей).
Во-вторых, выпускаемый монопольно-конкурентными компани-
ями
конечный энергетический продукт предназначен для
дифферен-
цированных
потребительских запросов: индивидуальных, социально-
бытовых, промышленных, общегосударственных.
Идентичность
выпускаемого энергетического продукта — в его одинаковых по сво-
ей сути потребительских свойствах.
В-третьих, монопольно-конкурентная деятельность относительно
обособленных энергетических компаний распространяется на раз-
личные сегменты рынков предложения и спроса: с одной стороны, на
ресурсы ископаемого сырья и окружающей среды (без топливной со-
ставляющей), с другой — на дифференцированные и обособленные
группы потребителей конечного продукта компаний энергетической
отрасли. Направления дифференциации и идентичность энергетиче-
ского продукта могут выглядеть формальными и различаться, напри-