Previous Page  4 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 21 Next Page
Page Background

В.Г. Родионова, Т.В. Крупнова

4

Гуманитарный вестник

# 12·2016

их потребляемых объемов на производственную деятельность различ-

ных энергетических компаний (АЭС, ТЭС, ГЭС). Существенно отли-

чаются показатели капиталоемкости, стоимости инфраструктуры и

сроков ее возведения. Также несопоставимы внутрипроизводственные

расходы на обслуживание основных и вспомогательных процессов тра-

диционных и конкурирующих с ними новых видов альтернативной ге-

нерации. Наконец гарантии безопасности, показатели антропогенного

влияния на окружающую среду сопряжены с весьма значительными до-

полнительными и постоянно растущими затратами финансов на АЭС,

ТЭС, их минимизацией на ГЭС и появлением новых видов альтерна-

тивной генерации на основе ресурсов окружающей среды, не имеющих

топливной составляющей (ВИЭ-генерации).

Энергетические компании как монопольно-конкурентные

структуры.

Рыночные условия, постепенно распространяющиеся на

сферу энергетики, — это конкурентная среда внутриотраслевого и

глобального противостояния экономических интересов генерирую-

щих компаний. В соответствии с реформой отечественной энергети-

ки генерирующие компании обретают свойства

монопольно-

конкурентных структур,

а новые станции альтернативной генерации

набирают конкурентные силы. Монопольный статус ведущих энерге-

тических компаний все еще сглаживает непривычную для них жест-

кость рыночной конкуренции. Рыночная среда и конкуренция изме-

няют экономическое поведение компаний согласно тенденциям,

свойственным общемировой практике.

Во-первых, монопольно-конкурентные структуры энергетиче-

ской отрасли, как правило, представлены компаниями, относительно

обособленными в зависимости от специфики используемых ресурсов

природного происхождения

(ядерного топлива, углеводородов, вод-

ных и других ресурсов, не имеющих топливной составляющей).

Во-вторых, выпускаемый монопольно-конкурентными компани-

ями

конечный энергетический продукт предназначен для

дифферен-

цированных

потребительских запросов: индивидуальных, социально-

бытовых, промышленных, общегосударственных.

Идентичность

выпускаемого энергетического продукта — в его одинаковых по сво-

ей сути потребительских свойствах.

В-третьих, монопольно-конкурентная деятельность относительно

обособленных энергетических компаний распространяется на раз-

личные сегменты рынков предложения и спроса: с одной стороны, на

ресурсы ископаемого сырья и окружающей среды (без топливной со-

ставляющей), с другой — на дифференцированные и обособленные

группы потребителей конечного продукта компаний энергетической

отрасли. Направления дифференциации и идентичность энергетиче-

ского продукта могут выглядеть формальными и различаться, напри-