1
УДК 808.2:378.02
Обучение иностранных студентов
аннотированию научных текстов в российских
технических университетах
© Э.В. Давыдова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Предлагается система обучения аннотированию как одному из методов аналити-
ко-синтетической обработки информации, включающему осмысление, анализ
и оценку содержания оригинального текста для извлечения необходимых сведений.
Ключевые слова:
аннотация, библиографическое описание, научный текст, вто-
ричные тексты, компрессия.
Основная задача, на которую ориентировано изучение русского
языка как иностранного (РКИ) в техническом вузе, — научить сту-
дентов пользоваться научной литературой по специальности в про-
фессиональных целях и уметь высказываться на русском языке по
вопросам, связанным с будущей профессией. Одной из подзадач
здесь выступает развитие у студентов навыка аналитико-синтетичес-
кой обработки информации на русском языке. Под этим понимаются
творческие процессы, включающие осмысление, анализ и оценку со-
держания оригинального текста для извлечения необходимых сведе-
ний. Достижению этих целей наилучшим образом способствует про-
цесс аннотирования текста, т. к. в его основе лежат базовые методы
мышления: анализ и синтез.
Анализ позволяет выделить наиболее ценную информацию, от-
делить второстепенные сведения и данные, т. е. совершить опреде-
ленные аналитические операции, без которых невозможно извлечь
основное содержание оригинала. Одновременно с процессом анализа
текста происходит его синтез, т. е. соединение в логическое целое
той основной информации, которая получена, осмыслена и интерпре-
тирована в результате аналитических операций.
Таким образом, очевидно, что недостаточно усвоить информацию
оригинала в целом или по частям (анализ), необходимо научиться вы-
делять главное содержание, кратко формулировать и представлять его
в логической последовательности (синтез), тем самым создавая вто-
ричный текст. Вторичные тексты служат для хранения, переработки
и систематизации исходной информации. Именно это назначение и