Обучение иностранных студентов аннотированию научных текстов в российских технических университетах - page 5

Обучение иностранных студентов аннотированию научных текстов
5
● морфологические:
а) преобладание имен существительных отглагольных (
изучение
,
рассмотрение
,
определение
и т. п.);
б) в глагольных формах преобладание настоящего постоянного
или настоящего вневременного (
Химия изучает органические и неор-
ганические вещества
;
Молекула состоит из атомов
и т. п.);
● синтаксические:
а) преобладание сложных предложений над простыми (
Техноло-
гической машиной называется машина, в которой преобразование
материала состоит в изменении его формы, размеров и свойств
);
б) широкое употребление причастных и деепричастных оборотов
(
Машины, производимые на машиностроительном заводе, покупают
во многих странах
);
в) широкое использование страдательных конструкций (
В работе
рассматривается
…;
В монографии анализируется …
и т. п.).
На следующем этапе, после прочтения текста-оригинала, студен-
ты применяют на практике полученные теоретические знания по со-
ставлению вторичного текста.
Можно рекомендовать следующие задания и упражнения, «под-
водящие» к аннотированию:
● найдите в абзаце предложение, высказывание, которое может
служить заголовком;
● найдите и отметьте абзацы, содержащие конкретную информа-
цию;
● определите количество фактов, излагаемых в тексте;
● обобщите 2–5 предложений (или абзац) в одно;
● найдите в каждом абзаце главную, основную, информацию
и дополнительную, разъяснительную;
● изложите основные положения текста в виде плана;
● опустите все вводные предложения в абзаце, вводные слова
в предложении и описательные (придаточные) предложения;
● используйте объемные слова вместо описаний или придаточ-
ных предложений;
● опустите все повторы и примеры, кроме фактов (или данных),
в которых заключена значимая информация;
● используйте лексическое, грамматическое перефразирование;
● выделите ключевые слова и фрагменты в каждом отмеченном
по степени информативности абзаце;
● обобщите материал;
● составьте назывной план текста и т. д.
Рассмотрим составление аннотации на примере статьи М. Шей-
кина
«Освоение космоса и проблемы экологии»
.
1,2,3,4 6,7,8
Powered by FlippingBook