Э.В. Давыдова
2
определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные
тексты, студент приобретает навыки самостоятельного извлечения
информации, ее обработки и кодировки.
Лаконичное обобщение информации, как показывает практиче-
ский опыт, является иногда довольно трудной задачей для студентов.
Очевидно, что этому необходимо специально обучать. И именно
учебное аннотирование способствует успешному решению этой за-
дачи. Поэтому в настоящей статье предпринята попытка изложить
методические основы разработки комплекса упражнений, направлен-
ных на интенсификацию обучения аннотированию.
Цикл обучения аннотированию состоит из нескольких этапов.
На первом этапе студенты теоретически осваивают содержательную
структуру и назначение аннотации, специфику аннотирования науч-
ных текстов, методы изложения в них информации, общие конструк-
тивные и языковые особенности данного жанра.
Сущность аннотирования заключается в максимальном сокраще-
нии объема информации первоисточника при сохранении его основ-
ного содержания. Осуществляя информативную компрессию перво-
источника, аннотация лишь в самом общем виде констатирует вопро-
сы, которые в нем освещены, не раскрывая самого содержания этих
вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в пер-
вичном тексте и кому он адресован (предназначен)?».
При ознакомлении студентов со структурой аннотации препода-
ватель обращает их внимание на предшествующие тексту выходные
данные (указание на фамилию и инициалы автора, название, место
и время издания, его объем), за которыми следуют общее описание
содержания и адресат издания.
Составление и оформление библиографии представляют трудно-
сти для будущих специалистов, поэтому студентов необходимо озна-
комить с правилами и нормативной последовательностью содержа-
тельных частей библиографического описания, изложенными в ГОСТ
Р7.05-2008. Далее рассматриваются и при необходимости комменти-
руются основные элементы библиографического описания:
1. Заголовок описания — фамилия и инициалы автора.
2. Заглавие — название произведения.
3. Издание — сведения об отличиях данного произведения от
других изданий того же произведения.
4. Выходные данные — место издания, наименование издатель-
ства и год издания.
5. Фактическое количество страниц.
С точки зрения принятой кодификации указанных частей рассмат-
риваются дифференцирующие их условные разделительные знаки: