Проблемы процесса обучения математической статистике: способ формирования…
Гуманитарный вестник
# 10·2016 5
Еще один любимый пример автора, взятый из [10], относится к
теме «Ошибки 1-го и 2-го рода».
В одной школе учился мальчик, которому учеба давалась с таким
трудом, что в какой-то момент встал вопрос о его переводе в спец-
школу для детей с ограниченными умственными возможностями.
Было решено дать этому мальчику контрольную, по итогам которой
и принять окончательное решение о его судьбе. Мальчик контроль-
ную написал плохо.
Возможны два ошибочных исхода при принятии окончательного
решения. Первый — мальчика переводят в спецшколу, хотя способно-
сти у него вполне хорошие, а плохая оценка на контрольной объясня-
ется случайными факторами (плохо выспался в этот день, волновался,
достался не тот билет и т. д.). Такая ошибка называется ошибкой пер-
вого рода (случайное событие объявляется неслучайным).
Ошибка же второго рода — ситуация, когда мальчика решили
все-таки оставить в этой школе, тогда как на самом деле он действи-
тельно нуждался в специализированном подходе (т. е. неслучайное
событие объявляется случайным). Из этого примера видно, что цена
ошибки первого рода несоизмеримо более высока (психологическая
травма, клеймо на всю жизнь и т. д.), поэтому в статистическом ис-
следовании ее всегда стараются свести к минимуму.
Этот пример пользуется у студентов неизменным успехом, и в
итоге после него не возникает никаких сложностей с решением задач
на данную тему, так как в голове уже прочно сидит ассоциация с
этим неуспевающим мальчиком.
Подводя итоги, метод обучения статистике автора статьи состоит
из пяти этапов:
1)
в начале каждой темы создать в голове у студента яркий, неза-
бываемый образ, заинтриговав какой-либо интересной задачей из
жизни;
2)
далее излагается теория. В процессе, по возможности, жела-
тельно возвращаться к этой задаче, чтобы снова всколыхнуть инте-
рес, который после большого числа теоретических выкладок у неко-
торых все-таки ослабевает;
3)
решается, наконец, поставленная задача;
4)
разбираются аналогичные задачи — возможно, в некотором
роде более скучные. Но это, как правило, уже не вызывает трудно-
стей, так как работает ассоциация с первым интересным примером;
5)
обязательно надо похвалить студентов!
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Hogg R.V. Statistical Education: Improvements are Badly Needed.
The American Statistician
, 1991, no. 45, р. 342–343.