Х.Р. Федорчук
2
Гуманитарный вестник
# 10·2016
можно больше тем и доказать как можно больше теорем, при этом
прикладной аспект теряется за обилием теоретических выкладок.
Многие исследователи, преподаватели статистики в нашей стране
и за рубежом работают над решением этой проблемы. Существует
даже специализированный журнал Journal of Statistics Education, ко-
торый выходит 3 раза в год. В нем публикуются исследования авто-
ров, предлагающих новые подходы к обучению математической ста-
тистике.
Было разработано множество разнообразных методик обучения.
Например, Кобб [2] писал, что ситуация может быть улучшена за
счет включения в курс статистики как можно большего количества
непосредственной работы с данными — даже, если это необходимо,
за счет сокращения теории.
Некоторые авторы [3] доказывают, что изучать статистику нужно
только «своими руками», т. е. самому собирать данные, обрабатывать
их и т. д. Все эти идеи действительно работают, и, более того, иссле-
дователи приводят неоспоримые доказательства значимых улучше-
ний в усвоении материала в результате применения таких методик.
Однако главным двигателем прогресса, по мнению автора статьи
и других авторов, является, прежде всего, интерес к изучаемому
предмету. Шведский исследователь Клас Мелландер [4] представляет
цикл обучения в следующем виде:
1)
мотивация (психологическая готовность и восприимчивость);
2)
информация (факты и данные преобразуются в информацию);
3)
обработка (информация преобразуется в опыт и понимание);
4)
выводы (момент «озарения», когда опыт и понимание пре-
вращаются в умение);
5)
применение (знание превращается в навыки и подходы);
6)
обратная связь (дальнейшие размышления и усовершенство-
вание).
Очевидно, что Мелландер ставит мотивацию на первое место. Он
не одинок в этом мнении — в работах [5, 6] также доказывается важ-
ность этого фактора. Более того, в [6] была экспериментально дока-
зана прямая связь между уровнем энтузиазма у обучающихся и
оценкой на экзамене.
Известна и концепция разделения мотивации обучения на два ви-
да — внутреннюю и внешнюю [7]. Под внутренней имеется в виду
интерес обучающегося к предмету в чистом виде, связанный с при-
родным любопытством, жаждой познания, желанием докопаться до
сути вещей, а под внешней понимается совокупность таких движу-
щих факторов, как честолюбие, карьерные соображения, повышение
собственной значимости в своих глазах и в глазах окружающих. Не
требует доказательств тот факт, что внутренняя мотивация всегда яв-