Проблемы процесса обучения математической статистике: способ формирования…
Гуманитарный вестник
# 10·2016 3
ляется более сильной (хотя и внешнюю сбрасывать со счетов тоже не
стоит).
Стало быть, перед преподавателем стоит задача так воздейство-
вать на потайные струны человеческой души, чтобы в итоге сделать
процесс усвоения материала более легким и увлекательным.
Автор статьи из своего многолетнего опыта преподавания мате-
матической статистики в МГТУ им. Н.Э. Баумана может сделать вы-
вод о том, что наибольшее оживление в аудитории вызывают следу-
ющие темы:
•
реклама — всегда ли в ней говорят правду и как это проверить;
•
медицина — диагностика заболеваний, испытание новых ле-
карств и методов лечения;
•
психология — здесь открываются поистине безграничные воз-
можности для интереснейших примеров, касающихся как взаимоот-
ношений между людьми (что всегда интересно!), так и распростра-
ненных стереотипов, суеверий, предрассудков, гороскопов и пр.;
•
принятие трудных решений в ответственных жизненных ситу-
ациях.
Собрав все эти наблюдения и проанализировав их, автор стал
применять следующий подход. Как известно, первое впечатление —
самое сильное, поэтому перед преподавателем всегда стоит очень
ответственная задача — провести первое занятие максимально ярко,
просто, чтобы в дальнейшем у обучающегося при одном лишь упо-
минании этой темы немедленно возникала ассоциация с первым
примером. За годы преподавания статистики была собрана довольно
большая коллекция задач, которые пользуются неизменной попу-
лярностью у студентов, и стало понятно, что можно попробовать по-
строить занятие совершенно по-другому — не по классической схе-
ме, когда сначала рассказывают теорию и потом решают задачи, а в
обратном порядке — сначала поставить задачу из своей коллекции,
использовав ее как «наживку», заинтересовав и даже заинтриговав
аудиторию, после чего заняться теорией, необходимой для решения
задачи.
Рассмотрим, например, занятие по теме «Проверка статистиче-
ских гипотез».
В самом начале занятия внимание студентов обращается на то,
как много рекламы обрушивается со всех сторон в наши дни и как
часто у людей возникают подозрения, что не все сказанное в ней —
правда. Есть ли способ отличить правду от лжи в этих ситуациях?
Оказывается, есть, и именно этим и занимается математическая ста-
тистика! Рассмотрим конкретную ситуацию [8]. Производитель
утверждает, что в среднем его лампы служат 3 года, или 36 месяцев,
со стандартным отклонением 8 месяцев. Представим, что появились