Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Проблемы процесса обучения математической статистике: способ формирования…

Гуманитарный вестник

# 10·2016 3

ляется более сильной (хотя и внешнюю сбрасывать со счетов тоже не

стоит).

Стало быть, перед преподавателем стоит задача так воздейство-

вать на потайные струны человеческой души, чтобы в итоге сделать

процесс усвоения материала более легким и увлекательным.

Автор статьи из своего многолетнего опыта преподавания мате-

матической статистики в МГТУ им. Н.Э. Баумана может сделать вы-

вод о том, что наибольшее оживление в аудитории вызывают следу-

ющие темы:

реклама — всегда ли в ней говорят правду и как это проверить;

медицина — диагностика заболеваний, испытание новых ле-

карств и методов лечения;

психология — здесь открываются поистине безграничные воз-

можности для интереснейших примеров, касающихся как взаимоот-

ношений между людьми (что всегда интересно!), так и распростра-

ненных стереотипов, суеверий, предрассудков, гороскопов и пр.;

принятие трудных решений в ответственных жизненных ситу-

ациях.

Собрав все эти наблюдения и проанализировав их, автор стал

применять следующий подход. Как известно, первое впечатление —

самое сильное, поэтому перед преподавателем всегда стоит очень

ответственная задача — провести первое занятие максимально ярко,

просто, чтобы в дальнейшем у обучающегося при одном лишь упо-

минании этой темы немедленно возникала ассоциация с первым

примером. За годы преподавания статистики была собрана довольно

большая коллекция задач, которые пользуются неизменной попу-

лярностью у студентов, и стало понятно, что можно попробовать по-

строить занятие совершенно по-другому — не по классической схе-

ме, когда сначала рассказывают теорию и потом решают задачи, а в

обратном порядке — сначала поставить задачу из своей коллекции,

использовав ее как «наживку», заинтересовав и даже заинтриговав

аудиторию, после чего заняться теорией, необходимой для решения

задачи.

Рассмотрим, например, занятие по теме «Проверка статистиче-

ских гипотез».

В самом начале занятия внимание студентов обращается на то,

как много рекламы обрушивается со всех сторон в наши дни и как

часто у людей возникают подозрения, что не все сказанное в ней —

правда. Есть ли способ отличить правду от лжи в этих ситуациях?

Оказывается, есть, и именно этим и занимается математическая ста-

тистика! Рассмотрим конкретную ситуацию [8]. Производитель

утверждает, что в среднем его лампы служат 3 года, или 36 месяцев,

со стандартным отклонением 8 месяцев. Представим, что появились