Гуманитарный вестник
# 10·2016 1
УДК 372.851 DOI 10.18698/2306-8477-2016-10-392
Проблемы процесса обучения математической
статистике: способ формирования
мотивации у студентов
© Х.Р. Федорчук
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Автор делится опытом преподавания математической статистики студентам.
Приведено подробное описание метода повышения внутренней мотивации обуча-
ющихся, который основан на применении ярких, запоминающихся примеров из
жизни. Предложен новый подход к последовательной подаче учебного материала
в течение занятия.
Ключевые слова:
внутренняя и внешняя мотивация, математическая статисти-
ка, примеры из жизни, проблемы обучения, яркий и запоминающийся образ
.
Ученик — это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Плутарх
Математическая статистика — один из самых интересных и за-
хватывающих разделов математики, имеющий огромное прикладное
значение в таких областях, как социология, психология, медицина,
криминалистика, робототехника, контроль качества и надежности
продукции и др. Несмотря на это, процесс обучения математической
статистике в университетах во все времена представлял проблему в
том смысле, что многие поколения студентов воспринимали данный
предмет как нечто чрезвычайно скучное, переполненное изобилием
трудоемких и непонятных вычислений. Этот феномен является гло-
бальным. Например, в работе [1] в результате многочисленных
опросов было зафиксировано, что «студенты часто воспринимают
статистику как самый худший предмет из всех изучаемых в колле-
джах».
В чем же причина такого положения дел? Как правило, у обуча-
ющихся наибольший интерес вызывают те математические дисци-
плины, где прикладной аспект ярко выражен, т. е. отчетливо видно,
как математику можно применить в жизни. Несмотря на то, что ма-
тематическая статистика — один из самых что ни на есть приклад-
ных разделов математики, она изобилует огромным количеством
длинных и трудоемких теоретических выкладок, «трехэтажных» вы-
числений, а также излишней строгостью и академичностью изложе-
ния. Все учебные программы нацелены на то, чтобы охватить как