Х.Р. Федорчук
4
Гуманитарный вестник
# 10·2016
подозрения о некотором преувеличении срока службы производите-
лем, поэтому купили и протестировали 50 ламп, их средний срок
службы оказался равен 32 месяцам. Означает ли это, что производи-
тель ламп обманывает покупателей или просто для эксперимента по-
палась на редкость неудачная выборка?
Эта задача, несмотря на свою простоту, неизменно вызывает жи-
вейший интерес аудитории, так как все сталкиваются с рекламой
ежедневно и каждому приятно вывести недобросовестных маркето-
логов на чистую воду.
Назначение этой задачи — заинтересовать, заинтриговать обуча-
ющихся, т. е. сформировать мотивацию, причем внутреннюю (самую
сильную).
Далее излагается теория, т. е. дается необходимая информация.
Правда, если теории слишком много, то снова появляется риск поте-
рять внимание аудитории, поэтому у автора в запасе есть еще один
пример. Когда студентам напоминают о нормальном распределении
и показывают, как меняется кривая Гаусса при изменении среднего
квадратического отклонения, то для развлечения предлагается сле-
дующий вопрос [9]. Есть две компании: «Туши свет» и «Включай
свет» [10], производящие лампы, у которых средний срок службы
одинаков, а среднее квадратическое отклонение отличается. Пусть у
«Туши свет» сигма меньше. Лампы какого производителя вы пред-
почли бы купить? Такая задача всегда вызывает интерес, и начинает-
ся дискуссия, итог которой сводится к следующему. Любителям
азартных игр следует совершить покупку у «Туши свет», так как
здесь есть шанс купить действительно уникальную лампу (а есть
шанс и очень плохую). Человеку, предпочитающему стабильность,
лучше купить у «Включай свет» — здесь не будет никаких неожи-
данностей (но и чудес тоже). Таким образом, обсуждение иногда да-
же принимает философский оттенок.
После того как вся необходимая теория дана, студенты могут ре-
шить задачу о рекламе ламп и выяснить, добросовестная это была
реклама или не очень.
Следующие задания будут с совершенно другим, не рекламным
контекстом, но, как правило, особых трудностей и явного отторже-
ния это не вызывает, так как в голове уже сформировался яркий об-
раз, с которым все остальные ситуации теперь будут сравниваться.
Автор статьи считает также очень важным в конце занятия обра-
тить внимание студентов на то, как много они теперь знают по срав-
нению с началом занятия, что далеко не каждый человек умеет гра-
мотно провести исследование рекламы на правдивость, и т. д., таким
образом, напоследок еще и воздействовать на стороны человеческой
психики, влияющие на внешнюю мотивацию.