Previous Page  4 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 7 Next Page
Page Background

Х.Р. Федорчук

4

Гуманитарный вестник

# 10·2016

подозрения о некотором преувеличении срока службы производите-

лем, поэтому купили и протестировали 50 ламп, их средний срок

службы оказался равен 32 месяцам. Означает ли это, что производи-

тель ламп обманывает покупателей или просто для эксперимента по-

палась на редкость неудачная выборка?

Эта задача, несмотря на свою простоту, неизменно вызывает жи-

вейший интерес аудитории, так как все сталкиваются с рекламой

ежедневно и каждому приятно вывести недобросовестных маркето-

логов на чистую воду.

Назначение этой задачи — заинтересовать, заинтриговать обуча-

ющихся, т. е. сформировать мотивацию, причем внутреннюю (самую

сильную).

Далее излагается теория, т. е. дается необходимая информация.

Правда, если теории слишком много, то снова появляется риск поте-

рять внимание аудитории, поэтому у автора в запасе есть еще один

пример. Когда студентам напоминают о нормальном распределении

и показывают, как меняется кривая Гаусса при изменении среднего

квадратического отклонения, то для развлечения предлагается сле-

дующий вопрос [9]. Есть две компании: «Туши свет» и «Включай

свет» [10], производящие лампы, у которых средний срок службы

одинаков, а среднее квадратическое отклонение отличается. Пусть у

«Туши свет» сигма меньше. Лампы какого производителя вы пред-

почли бы купить? Такая задача всегда вызывает интерес, и начинает-

ся дискуссия, итог которой сводится к следующему. Любителям

азартных игр следует совершить покупку у «Туши свет», так как

здесь есть шанс купить действительно уникальную лампу (а есть

шанс и очень плохую). Человеку, предпочитающему стабильность,

лучше купить у «Включай свет» — здесь не будет никаких неожи-

данностей (но и чудес тоже). Таким образом, обсуждение иногда да-

же принимает философский оттенок.

После того как вся необходимая теория дана, студенты могут ре-

шить задачу о рекламе ламп и выяснить, добросовестная это была

реклама или не очень.

Следующие задания будут с совершенно другим, не рекламным

контекстом, но, как правило, особых трудностей и явного отторже-

ния это не вызывает, так как в голове уже сформировался яркий об-

раз, с которым все остальные ситуации теперь будут сравниваться.

Автор статьи считает также очень важным в конце занятия обра-

тить внимание студентов на то, как много они теперь знают по срав-

нению с началом занятия, что далеко не каждый человек умеет гра-

мотно провести исследование рекламы на правдивость, и т. д., таким

образом, напоследок еще и воздействовать на стороны человеческой

психики, влияющие на внешнюю мотивацию.