Расчетное моделирование изменения формы лунного диска…
Гуманитарный вестник
# 9·2016 9
простейшие средневековые арифметические операции — удвоение и
раздвоение (эти операции в европейской вычислительной практике
нередко выступали как бы вместе, образуя пару удвоение-
раздвоение):
•
удвоенное значение 14,5 дня (14 дней и 2 чети) дает
длительность видимой Луны 29 дней;
•
раздвоенное значение тех же 14 дней и 2 четей дает вдвое
меньший результат — 7,25 дня (7 дней и 1 четь) — длительность от
начала (или конца) видимой Луны до раннего или, соответственно,
ветхого перекроя. Геометрически эти состояния выражаются
одинаково: половинами диска Луны, но развернутыми противо-
положным образом.
Историко-научное значение
произведения «А егда будет Луна»
состоит в следующем. Известно, что на Руси день наступления лун-
ного месяца определяли визуально по форме диска Луны. Это,
например, следует из следующих слов упомянутого выше текста
«Сказание о Луне, коли ветхо есть, коли новъ»: «А лунный месяц
считается от молодой Луны...» [11, с. 563]. В этой связи интерес
представляет статья 1136 г. Новгородской Первой летописи, в кото-
рой сообщается, что в том году 19 июля была «Луна небеснеивъ
19 день». Это сообщение обсуждалось в научной переписке 1908 г.
между известным хронологом Н.В. Степановым и академиком
А.А. Шахматовым. Н.В. Степанов не сомневался, что речь шла об
определении дня лунного месяца по диску Луны: «Всем новгородцам
отлично было известно, какой это был день “19-й небесной Луны”, —
и это был день, в который Луна лишилась (после полнолуния) части,
равной четырехдневному серпу Луны (18 – 14 = 4 = 19-й день Луны)»
[13, с. 317].
На Руси для определения дня лунного месяца по форме диска
Луны также использовалась особая подвижная схема [14, с. 4]. При
совмещении указателя с днем лунного месяца, обозначенного на кру-
говой шкале, на схеме «открывалось» изображение соответствующе-
го серпа Луны. Таким путем как бы достигалось взаимно однознач-
ное соответствие между формой диска Луны и днем лунного месяца.
По такой схеме можно было заучивать, какой форме диска Луны со-
ответствует тот или иной день лунного месяца. А также, сопоставляя
форму лунного серпика на небе со схемой, можно было находить
конкретный лунный день. Значит, указанная схема служила практи-
ческим и учебно-справочным целям, как по форме диска Луны опре-
делять конкретный день лунного месяца.
Теперь, с обнаружением списка «А егда будет Луна», становится
ясно, что на Руси существовало теоретическое (математическое)
осмысление динамики изменения геометрической формы лунного
диска.