![Show Menu](styles/mobile-menu.png)
![Page Background](./../common/page-substrates/page0007.png)
Расчетное моделирование изменения формы лунного диска…
Гуманитарный вестник
# 9·2016 7
доля часа, но никак не совокупность нескольких часов. Существо-
вавшие примеры это подтверждают [2, с. 280, 281]. По-видимому,
впервые понятие «дробный часец» применил Кирик Новгородец в
«Учении» (1136 г.) в качестве названия пятой части часа. Он также
ввел убывающую систему «дробных часцов», составленную по пяте-
ричному принципу, — от пятой части часа (1-й дробный часец) до
седьмых дробных часа включительно [7, с. 198–212].
Перейдем к заключительной части текста, где последний (четвер-
тый) раз встречается понятие «дробный часец». Здесь говорится сле-
дующее о видимой «жизни» Луны: «А часом <будет> 660 и 4 часцы
дробных». Выполним соответствующие подсчеты:
9 × 4 = 36 (количество часов в 4 дробных часцах);
660 + 36 = 696 (количество часов видимой «жизни» Луны);
696/24 = 29 (количество суток видимой «жизни» Луны).
В результате получается, что видимая «жизнь» Луны в наиболее
древней части изучаемого текста равнялась 29 «косым» дням
(и 29 «косым» ночам); и в дополнительной части она соответственно
равна тому же — 29 «равноденственным» суткам. Введя в научный
оборот рассматриваемый текст, А.Ю. Козлова трактовала понятие
«дробный часец» в качестве признака, показывающего, что древне-
русские писцы включали в «Толковую Палею» «научные сведения,
возможно связанные с апокрифической традицией книги» [2, с. 281].
Установление необычной трактовки «дробного часца» как равного
9 часам делает еще более обоснованным вывод А.Ю. Козловой о связи
обнаруженного ею текста с апокрифической книжностью. 9-часовой
«дробный часец», возможно, следует понимать в качестве календар-
ного новшества XVI–XVII вв. Так, В.Ф. Райан отмечал, что «когда в
русском списке появляется новый пункт (чаще всего это происходит
в XVI–XVII вв.), он относится к чему-то особенному…» [9, с. 211].
Особенным в позднейшей части списка «А егда будет Луна» является
использование «дробного часца» в необычном значении 9-часовой
величины.
О значении трактата «А егда будет Луна».
Общекультурное
значение.
Материал произведения вписывается в недостаточно разра-
ботанную проблему историографии, связанную с изучением альтер-
нативных взглядов на историю культуры Руси и отечественного ис-
торического процесса в целом [12, с. 113, 114]. Он расширяет источ-
никовую базу соответствующего направления текстом исследо-
вательского характера. Изучение вычислений в опубликованном
А.Ю. Козловой тексте показывает, что составляющие его содержание
расчеты являются своего рода математической моделью месячного
изменения геометрии лунного диска. Имеются в виду изменения,
начинающиеся от неомении (молодой Луны) и продолжающиеся до