Современный методологический вектор в области РКИ: поликультурная личность как субъект профессионально ориентированного дискурса - page 1

1
УДК 378:808.2
Современный методологический вектор
в области РКИ: поликультурная личность
как субъект профессионально
ориентированного дискурса
© Р.К. Боженкова
1
, Н.А. Боженкова
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Юго-Западный государственный университет, Курск, 305040, Россия
Предлагается новая интегративная методология, базирующаяся на современных
исследованиях в сфере гуманитарных наук и отвечающая актуальным задачам
высшей российской школы.
Ключевые слова:
методологический концепт, язык, культура, личность, комбина-
торный подход, форма, смысл.
Теория и методика русского языка как иностранного находится
в постоянном развитии, поиске оптимальных путей повышения эф-
фективности и интенсификации обучения. Это позитивное движение,
с одной стороны, определяется новыми исследовательскими тенден-
циями в лингвистике, психологии, педагогике, социологии и иных
смежных областях научного знания, а с другой — зависит от потреб-
ностей общества, его социального заказа [1].
Так, в середине прошлого столетия в связи с расширением меж-
дународных контактов и притоком в советские вузы иностранных
студентов возникла острая необходимость в создании научно обос-
нованной системы обучения иностранцев русскому языку, которая
в дальнейшем неоднократно подвергалась комплексному и аспект-
ному переосмыслению, содержательной и методической корректи-
ровке и модернизации
1
. Научный вектор и социокультурные реалии
постоянно стимулировали педагогическую мысль к разработке новых
путей и форм обучения. Успехи в развитии психолингвистики, тео-
рии коммуникации, структурной лингвистики, кибернетики способ-
ствовали внедрению в практику РКИ аудиовизуального, аудиолинг-
1
См. работы Арутюнова А.Р., Бархударова С.Г., Беляева Б.Г., Беспалько В.П.,
Бима И.Л., Венедиктовой Н.К., Вятютнева М.Н., Городиловой Г.Г., Захавы-
Некрасовой Е.Б., Пулькиной И.М., Костомарова В.Г., Миролюбова А.А. и др.
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook