Современный методологический вектор в области РКИ: поликультурная личность как субъект профессионально ориентированного дискурса - page 8

Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова
8
вателя, что, безусловно, дает возможность свободы педагогического
творчества.
Заметим также, что данная книга может быть использована как
самостоятельное учебное издание в курсах теории и методики препо-
давания и русского, и других иностранных языков. Что позволяет
номинировать ее таким образом? Во-первых, в педагогическом дис-
курсе, созданном для иностранцев, учтены многообразные приёмы
и методы обучения, предусмотрены варианты их совмещения; пре-
зентация учебного материала опирается на тематические и граммати-
ческие вопросы-связки, обеспечивающие логический переход от од-
ного вида работ к другому и способствующие целостности материа-
ла. Во-вторых, в рамках каждой темы последовательно и подробно
рассматриваются все этапы учебного занятия с иностранными сту-
дентами: дотекстовая работа, предтекстовая, потекстовая, послетек-
стовая, этап продуцирования речи и завершающая часть занятия, при
этом каждый этап определён со стороны целей, содержания и видов
работы. В-третьих, педагогическое регулирование процесса научения
речевой деятельности, проявляющееся на всех этапах занятий, скон-
центрировано в организации итогового обобщения языкового и рече-
вого материала, где учебно-коммуникативные задачи включают ав-
томатизацию навыков, исследование связей в языке, структурирова-
ние текста, развёрнутое комментирование высказываний, диа- и мо-
нологи (содержание которых подготовлено предшествующими
этапами работы над словарём, текстом и лингвистическими особен-
ностями языкового материала), коррекцию (путем группового анали-
за) отрицательного речевого материала и др., а активному продуци-
рованию речи способствуют такие виды работ, как дескриптивная
речь, спонтанная инициативная речь студентов с учетом конечной
цели, композиционная монологическая речь с заданной интенцией,
учебная дискуссия, письменный монолог-рассуждение по определен-
ной теме и логической схеме и др. В-четвертых, оценивание работы и
контроль за динамикой приобретения иностранцами определённых
уровней различных компетенций производится также в разных фор-
мах и видах, например, это может быть включение студентов в про-
блемные речевые ситуации, творческие выступления с презентацией,
обеспечивающие коммуникативный опыт, который проявляется в со-
держании высказываний и их языковой оформленности и определяет
результат — формирование личностного смысла усваиваемого со-
держания, адекватную оценку компонентов межкультурного обще-
ния и побуждение к дальнейшему самостоятельному продвижению
в языке.
1,2,3,4,5,6,7 9,10
Powered by FlippingBook