Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова
4
стей к созданию и восприятию речевых произведений (текстов), раз-
личающихся:
● степенью структурно-языковой сложности;
● глубиной и точностью отражения;
● определенной целевой направленностью.
По нашему видению, методологически оправданное в триаде
наполнение составляющей «
личность»
должно включать и классиче-
скую философскую трактовку этого понятия:
● человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
● устойчивая система социально значимых черт, характеризую-
щих индивида как члена общества или общности.
Не претендуя на исчерпывающую полноту трактовки, попробуем
сформулировать обобщенное понятие
личности
—
она
суть активно
созидающая
,
владеющая умением продуцировать
(
и соответственно,
воспринимать/понимать
)
различного уровня организации и направ-
ленности речевые произведения
,
социально значимые в полиязыковом
и поликультурном мире.
Именно такое широкое понимание личности, с нашей точки зре-
ния, является базовым в системе обучения РКИ, если иметь в виду
современные процессы глобализации (соприкосновение с иными со-
циально-общественной системой, государственным устройством, по-
литико-экономическими процессами и т. д.)
7
.
Итак, при нашем подходе данная триада как методологический
концепт приобретает несколько иной (новый) смысл и определенным
образом влияет на характер и степень реализации каждого его ком-
понента на разных этапах обучения:
● на начальном этапе — акцент на первом компоненте —
языке
,
его средствах и структурной организации;
● на основном и продвинутом этапах — акцент смещается на
второй компонент —
культуру
; здесь язык предстает инструментом,
продуктом культуры, способом ее существования;
● на завершающем этапе
все компоненты триады
должны про-
являться в равной степени и в содержании, и в способах обучения;
здесь язык выступает как система, средство репрезентации нацио-
нальной картины мира и результат деятельности творческой лично-
сти (в самом широком понимании).
Заметим, что начальный, основной и продвинутый этапы в обо-
значенном русле теоретически и педагогически ориентированы [1, 3,
7, 11, 12 и др.]: применительно к ним предложены и описаны два
подхода (
семасиологический
— от формы к содержанию — и
онома-
7 Позволим себе заметить, что такой подход, очевидно, сегодня можно распро-
странить на все звенья отечественной языковой/речевой подготовки.