Современный методологический вектор в области РКИ: поликультурная личность…
7
необходимостью формирования в высшем образовательном звене
профессиональных, общекультурных и общенаучных компетенций,
так и значимостью осмысления иностранцами категориальной сущ-
ности процессов отражения в русском языке духовной культуры мно-
гонациональной России, ее истоков и взаимосвязи с современным
полифункциональным миром; последовательность тематической ли-
нии определена лексико-грамматическим материалом, логика же из-
ложения связана с общей коммуникативной задачей, обозначенной в
названии самого учебника и заглавиях тем. Заголовки нелингвисти-
ческого регистра нацелены не столько на погружение в специальные
вопросы той или иной научной дисциплины, сколько на ориентацию
в системе общечеловеческих ценностей, осознание их значения для
сохранения и развития современной цивилизации, на формирование
(воспитание) готовности к социальному взаимодействию, принятию
нравственных обязательств по отношению к окружающей природе,
обществу, культурному и научному наследию и т. д.
Так,
физика
и
химия
интересуют нас с позиций простого и слож-
ного в природе, ее тайн и прогрессивного развития общества;
мате-
матика
— как фундамент общественной жизни и универсальный
язык знаний;
история
же (в том числе история России) — с точки
зрения взаимодействия государства и личности, а
язык
— как резуль-
тат деятельности народа. Таким образом, разнообразие текстов объ-
единено идеей взаимосвязи человека (суть творческой, саморазвива-
ющейся личности) и культуры, общества в контексте русской нацио-
нальной специфики, как неотъемлемой части общемировой парадиг-
мы ценностей.
Учебник завершается конференцией, посвященной проблемам и
перспективам образования, в рамках которой проверяется уровень
сформированности навыков и умений иностранцев и смыслово сум-
мируются все предыдущие темы, и это не случайно. Успешность
проведения конференции, ее результативность есть показатель при-
общения иностранных учащихся к лингвокультурной картине рус-
ского народа в условиях полифункциональной коммуникации, их
личностного роста, что и явилось нашей основой задачей.
Следует сказать несколько слов и о книге для преподавателя,
представляющей собой методическое сопровождение учебника для
студентов, в которой для предъявления и описания структурной ор-
ганизации занятий выбраны универсальные формулировки, позволя-
ющие, с одной стороны, единообразно оформить методические реко-
мендации, содержащие разноуровневые вопросы и разнообразные
дидактические аспекты, с другой — дефинировать цели, учебный ма-
териал и виды работы без рассмотрения форм деятельности препода-