Импортное станкостроение как ориентир для развития отечественной отрасли
Гуманитарный вестник
# 6·2016 3
мышленность. Так, планер Sukhoi
Superjet 100 ЗАО «Гражданские
самолеты Сухого» частично выполнен из композитных материалов. В
настоящее время доля композитов в конструкции планера пока не так
велика: из них изготавливают элероны, рули, носовой обтекатель, об-
текатель стыка крыла с фюзеляжем и еще ряд деталей. В дальнейшем
компания предполагает делать крыло исключительно из композитов.
А вот Boeing-787 Dreamliner уже сейчас на 60 % состоит из компо-
зитных материалов [4].
На что же должно ориентироваться отечественное станкострое-
ние, чтобы удовлетворить нужды отечественной промышленности
и выйти на международную арену, какова стратегия этой важной
отрасли?
Влияние мировых тенденций на состояние станкостроения Рос-
сии несомненно: в 2009 г. производство станков в России сократи-
лось в 2,1 раза по сравнению с 2008 г., а в 2010 г. — еще на 5,9 %.
При этом в основном влияние состояния мирового рынка станков на
российское станкостроение было косвенным — через общее влияние
экономического кризиса на экономику России. Это обусловлено сла-
бой вовлеченностью российских производителей станков на мировой
рынок: лишь незначительная часть экспорта станков направляется за
пределы СНГ.
Негативные тенденции наблюдаются в станкостроении России
уже не первое десятилетие. За период с 1992 по 2010 г. объем произ-
водства металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудова-
ния в России сократился в натуральном выражении в 17,8 раза
(с 69,9 тыс. шт. в 1992 г. до 3,9 тыс. шт. в 2010 г.). В результате
удельный вес станкостроения в ВВП России в 2010 г. составил лишь
0,024 %. Для сравнения в 2010 г. в Китае доля станкостроения в ВВП
составила 0,78 %, в Японии — 0,71 %, Германии — 0,71 %, Италии —
0,39 %, в США — 0,09 %.
Основной причиной тяжелого состояния отечественного станко-
строения является неразвитость внутреннего рынка станков и отсут-
ствие условий для технологического развития отрасли. Российское
станкостроение сейчас находится в положении, во многом сходном с
тем, в котором находилось станкостроение Китая десять лет назад.
Путь развития станкостроения, выбранный Китаем, заключался в со-
здании (при поддержке государства) производства, ориентированного
на экспорт. По мере развития внутреннего рынка доля продукции, реа-
лизуемой внутри страны, постепенно увеличивалась. Двигаясь по это-
му пути, Китай стал крупнейшим производителем станков в мире [5].
По итогам 2013 г. Китай занимал третье место по количеству ме-
таллорежущего оборудования с объемом производства 8,7 млрд долл.
Германия в это время была в лидерах с объемом 14,7 млрд долл., за
ней следовала Япония с объемом 12,3 млрд долл. [6].