Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Импортное станкостроение как ориентир для развития отечественной отрасли

Гуманитарный вестник

# 6·2016 3

мышленность. Так, планер Sukhoi

Superjet 100 ЗАО «Гражданские

самолеты Сухого» частично выполнен из композитных материалов. В

настоящее время доля композитов в конструкции планера пока не так

велика: из них изготавливают элероны, рули, носовой обтекатель, об-

текатель стыка крыла с фюзеляжем и еще ряд деталей. В дальнейшем

компания предполагает делать крыло исключительно из композитов.

А вот Boeing-787 Dreamliner уже сейчас на 60 % состоит из компо-

зитных материалов [4].

На что же должно ориентироваться отечественное станкострое-

ние, чтобы удовлетворить нужды отечественной промышленности

и выйти на международную арену, какова стратегия этой важной

отрасли?

Влияние мировых тенденций на состояние станкостроения Рос-

сии несомненно: в 2009 г. производство станков в России сократи-

лось в 2,1 раза по сравнению с 2008 г., а в 2010 г. — еще на 5,9 %.

При этом в основном влияние состояния мирового рынка станков на

российское станкостроение было косвенным — через общее влияние

экономического кризиса на экономику России. Это обусловлено сла-

бой вовлеченностью российских производителей станков на мировой

рынок: лишь незначительная часть экспорта станков направляется за

пределы СНГ.

Негативные тенденции наблюдаются в станкостроении России

уже не первое десятилетие. За период с 1992 по 2010 г. объем произ-

водства металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудова-

ния в России сократился в натуральном выражении в 17,8 раза

(с 69,9 тыс. шт. в 1992 г. до 3,9 тыс. шт. в 2010 г.). В результате

удельный вес станкостроения в ВВП России в 2010 г. составил лишь

0,024 %. Для сравнения в 2010 г. в Китае доля станкостроения в ВВП

составила 0,78 %, в Японии — 0,71 %, Германии — 0,71 %, Италии —

0,39 %, в США — 0,09 %.

Основной причиной тяжелого состояния отечественного станко-

строения является неразвитость внутреннего рынка станков и отсут-

ствие условий для технологического развития отрасли. Российское

станкостроение сейчас находится в положении, во многом сходном с

тем, в котором находилось станкостроение Китая десять лет назад.

Путь развития станкостроения, выбранный Китаем, заключался в со-

здании (при поддержке государства) производства, ориентированного

на экспорт. По мере развития внутреннего рынка доля продукции, реа-

лизуемой внутри страны, постепенно увеличивалась. Двигаясь по это-

му пути, Китай стал крупнейшим производителем станков в мире [5].

По итогам 2013 г. Китай занимал третье место по количеству ме-

таллорежущего оборудования с объемом производства 8,7 млрд долл.

Германия в это время была в лидерах с объемом 14,7 млрд долл., за

ней следовала Япония с объемом 12,3 млрд долл. [6].