Гуманитарный вестник
# 6·2016 1
УДК 338.2 DOI 10.18698/2306-8477-2016-06-367
Импортное станкостроение как ориентир
для развития отечественной отрасли
© И.В. Долгова, А.Р. Кавтарев, Г.Р. Рябых
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследована проблема возрождения и развития отечественного станкостроения.
Дана характеристика особенности развития мирового станкостроения, основанно-
го на производстве высокоточных многофункциональных станков, совмещающих
в себе максимальное количество обработки и создание гибких производственных
модулей с возможностью встраивания в гибкое автоматизированное производство.
Рассмотрен вопрос о пути реформирования российского станкостроения, где опре-
деляющим является ориентир на современные мировые технологии в данной отрас-
ли. В этой связи перечислены основные тенденции развития ведущих станкострои-
тельных компаний Китая, Японии и Германии. Авторы подчеркивают, что основой
развития отрасли должна стать действующая программа «Развитие отечествен-
ного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011–2016 гг. Сде-
лан вывод о том, что для современного развития отечественного станкостроения
недостаточно одного масштабного финансирования, а необходимо привлечение
иностранных специалистов, которые помогут разработать новые станки и модер-
низировать их по мере устаревания. А научная площадка (деловая программа вы-
ставки «Металлообработка-2015») поможет отрасли стать конкурентоспособ-
ной, удовлетворяющей внутренний рынок развивающихся отраслей экономики, тем
самым создав базу для экономического роста национальной экономики.
Ключевые слова:
станкостроение, импортозамещение, высокотехнологические
электрохимические станки, модернизация оборудования, ультрановая техника,
композитные материалы, электроэрозионные станки, крупноузловая сборка, лока-
лизация рынка, инжиниринг, конкурентоспособная экономика.
Решение проблемы импортозамещения в настоящее время расце-
нивается как первоочередная задача государства по усилению конку-
рентоспособности российской экономики. Попытку разработать це-
лостную программу по импортозамещению власти предприняли
только после введения санкций. Так, о необходимости преодоления
критической зависимости от зарубежных технологий и промышлен-
ной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному
Собранию в декабре 2014 г.
В рамках объявленного руководством страны курса на импорто-
замещение первые акты уже приняты. В апреле 2014 г. Кабинет ми-
нистров утвердил новую редакцию государственной программы РФ
«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособно-
сти» [1]. Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до
2020 г., заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе ис-
пользуемой отечественными производителями, в нашу страну [2].