Учебная модель организации номинативного поля концепта "зима" - page 8

Г.И. Баранникова
8
стом целесообразно провести учебный рецептивный эксперимент в
виде письменного задания, предлагающего в течение ограниченного
времени закончить фразу: «
Зима — это…
». Завершая работу над
концептом, этот методический прием можно повторить с тем, чтобы
определить качественные изменения в смысловой структуре изучае-
мого концепта, произошедшие в сознании студентов.
В рамках предтекстовой работы, направленной на создание
устойчивого мотива чтения текста, можно использовать следующие
задания:
1. Ознакомьтесь со словами, которые встретятся в тексте (
зимние
забавы
,
санки
,
лыжи
,
прорубь
,
тройка
,
девичник
,
самовар
,
валенки
).
Сформулируйте их лексическое значение. Как вы думаете, сохранили
ли свою актуальность эти понятия в наше время?
2. Как вы понимаете выражение «календарная зима»?
3. Что вам известно о том, как русские встречают Новый год?
4. Что вы знаете о Великом Устюге?
5. Кто такие Дед Мороз, Снегурочка? Какова их роль в новогод-
нем празднике?
Притекстовая работа основана на понимании текста, включаю-
щем и переживание, и «вчувствование» в него, что представляет для
читателя-иностранца чрезвычайно сложную задачу, поскольку те
процессы, которые в сознании носителя языка происходят в скрытом
и свернутом виде (использование когнитивных стратегий идентифи-
кации слов, выявление частных смыслов ключевых словесных обра-
зов и воссоздания представлений, порождаемых словесными образа-
ми), в данной ситуации должны быть осознаваемыми и вербализуе-
мыми. Для достижения основной цели данного этапа могут быть
предложены, например, такие задания (они следуют после беседы по
прочитанному тексту, содержащей вопросы на восприятие и понима-
ние прочитанного):
1. Найдите в тексте различные названия зимнего времени года.
2. Найдите в тексте слова, родственные слову
«зима»
.
3. Составьте список имен прилагательных, сочетающихся со сло-
вом
«зима»
.
4. Выпишите из текста словосочетания с прилагательным
«зим-
ний»
.
Вышеперечисленные задания позволяют иностранным студентам
выявить парадигматические и синтагматические связи слова
«зима»
,
определить его языковые (общеизвестные, или «народные», «бли-
жайшие», по терминологии А.А. Потебни) значения, приближенные к
ядерной зоне концепта.
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14
Powered by FlippingBook