Учебная модель организации номинативного поля концепта "зима" - page 7

Учебная модель организации номинативного поля концепта «зима»
7
среднем этапе обучения иностранцев русскому языку. Основным
компонентом структуры урока русского языка как иностранного,
цель которого — формирование нового или корректировка уже су-
ществующего в сознании учащихся концепта, является работа с тек-
стом. В современной методике обучения иностранному языку всё
чаще говорится о том, что предложение теряет свой статус основной
дидактической единицы, поскольку является лишь единицей обуче-
ния языку, в то время как новый подход предполагает сопряжённое
обучение языку — культуре. В связи с этим становятся актуальными
так называемые концептуально-информативные тексты, содержащие
в себе национально маркированный «вертикальный контекст» (вне-
языковой культурный компонент).
Нами предложена система, состоящая из неаутентичных текстов,
представляющих русский концепт
«зима»
в иностранной аудитории.
Комплекс рассчитан на студентов среднего уровня обучения.
Эта система состоит из текстов доступного уровня сложности,
содержащих сведения о русской зиме. Первый из текстов является
общим концептуально — информативным (базовым), следом за ним
презентуются тексты, раскрывающие отдельные аспекты ассоциа-
тивного поля концепта. Вся работа над содержанием концепта визу-
ализируется с помощью презентаций, содержащих изобразительный
ряд, посвящённый различным аспектам данной темы, включающий
произведения русского изобразительного искусства, и сопровожда-
ется музыкой русских композиторов, посвящённой зимнему времени
года.
Базовый текст содержит в себе множество ассоциативных ком-
плексов, которые дают широкое поле для творчества преподавателя в
любом направлении, диктуемом учебной ситуацией. В тексте можно
вычленить следующие важные содержательные сферы:
1. Россия — северная страна. Отношение жителей России к зиме.
Русская зимняя одежда.
2. Зимний отдых в России. Новый год. Русская баня. Тройка.
Зимние забавы.
3. Зимний спорт. Зимняя Олимпиада в Сочи.
4. Русский народ о зиме. Произведения русских художников, по-
этов, музыкантов о зиме.
Каждая из этих содержательных сфер позволяет преподавателю
путём создания неаутентичных текстов или подборки аутентичных
(с необходимой адаптацией) корректировать содержательное поле
концепта
«зима»
в сознании обучаемых. При этом преподаватель
может руководствоваться данными ассоциативных экспериментов.
Для определения имеющихся у студентов представлений о зиме, от-
ражающих ассоциативное поле концепта, в начале работы над тек-
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14
Powered by FlippingBook