Учебная модель организации номинативного поля концепта «зима»
13
делаются все красными до того, что уже не в состоянии оставаться
в бане. Они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и
обливаются холодной водой. Зимой, выбежав из бани на двор, валяют-
ся в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».
Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно зем-
ли. Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам,
а потому эти дни считались банными и по ним не работали. Обыкно-
венно в домашних банях мылись целые семьи одновременно — мужчи-
ны и женщины парились вместе. Любовь к баням была одной из самых
примечательных характерных черт русской натуры. В бани ходили все
— от мала до велика. Человек, не любивший бани, считался «инород-
ным телом» в русской среде. По состоянию на 1874 г. только в Санкт-
Петербурге насчитывалось около 312 бань.
Отметим, что тот, кто любит баню, ходит в баню не столько,
чтобы помыться, сколько чтобы погреться и пропотеть.
Существовала поговорка: «Баня парит, баня правит, баня все по-
правит». Словом, русская баня закаляет, оздоравливает, тренирует,
лечит, возвращает к жизни. Наши предки были уверены, что баня —
это самый простой, но при этом и самый лучший способ добиться
крепкого здоровья на долгие годы.
Изучение ключевых бытийственных концептов требует обязатель-
ной максимальной визуализации, сопровождения видео- и аудиомате-
риалами, которые щедро предоставлены в наше распоряжение бога-
тейшей русской культурой. Это позволяет не только сделать занятия
максимально яркими и запоминающимися, но и обогатить восприятие
концепта
«зима»
в сознании обучаемых положительными эмоциями.
В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что современное
состояние методики преподавания русского языка иностранцам тре-
бует от преподавателя перестройки методик на базе лингвокульту-
рологического мышления, внедрения понятия концепта в практику
обучения.
Выявление и анализ основных характеристик концепта
«зима»
в современной лингвокультуре, осуществленные в работе, свиде-
тельствуют о значительном месте данного концепта в языком со-
знании современных носителей языка, что обусловливает необхо-
димость его включения в содержание обучения русскому языку как
иностранному.
Реконструкция номинативного поля концепта
«зима»
, включаю-
щая описание системных связей, выявление лакунарных явлений в
его составе, учет содержания ассоциативно-вербального поля, а так-
же идиоматической и метафорической составляющих номинативного
поля концепта, позволяет создать учебную модель организации куль-
туромаркированного языкового материала с целью формирования
лингвокультурологической компетенции студентов-иностранцев на
среднем этапе обучения.