Учебная модель организации номинативного поля концепта "зима" - page 6

Г.И. Баранникова
6
● культурно-бытового плана: зима — лучина, деревня, дорога,
тройка, версты, печка (А.С. Пушкин);
● образно-языкового характера: зима — проказница, волшебни-
ца, матушка (А.С. Пушкин).
Во фразеологическом фонде представлена этнокультурная спе-
цифика русского языка, особенности русского мировидения, напри-
мер:
в зимний холод всякий молод; без воды зима не станет; зима
в одну ночь становится; не первую волку зиму зимовать; помни это:
зима не лето! зимой волка бойся, а летом мухи; в зиму шубы не за-
нимают; лето собирает, а зима поедает; зимой и летом одним цве-
том; иней на деревьях к морозам, туман к оттепелям; пройдёт зима
летом; зимой без шубы не стыдно, а холодно; мороз ленивого за нос
хватает; зима не лето — в шубу одета; деревья в инее — небо будет
синее; мороз не велик, да стоять не велит; чем крепче зима, тем
скорее весна; Новый год — к весне поворот; два друга: мороз да вью-
га; береги нос в большой мороз; сугроб да вьюга — два друга; году
начало — зиме середина; год кончается, а зима начинается.
О зимних месяцах:
декабрь снежный и холодный — будет и год
плодородный; декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета; де-
кабрь год кончает, а зиму начинает; месяц январь — зимы государь;
январь — весне дедушка; январь-батюшка год начинает, зиму вели-
чает; январю-батюшке — морозы, февралю — метели; февраль од-
ной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает; в феврале зима с
весной встретятся впервой; февраль строит мосты, а март их ло-
мает; у февраля два друга — метель и вьюга; февраль богат снегом,
апрель — водою; февраль три часа дню прибавит.
В учебных целях выделенные когнитивные признаки концепта
«зима»
целесообразно представить как существующие во взаимосвя-
занных содержательных сферах:
1) самое холодное время года (противопоставлена лету);
2) зимние национальные забавы и виды спорта;
3) Новый год;
4) русская зимняя одежда.
Названные сферы взаимосвязаны, диффузны, однако требуют
дифференцированного представления в иностранной аудитории сред-
него этапа обучения. Содержание и структура ассоциативно-семанти-
ческого поля «зима» могут использоваться в качестве учебной модели
организации учебного материала в курсе РКИ и составлять основу
пошаговой методики обучения лексике иностранных студентов на базе
принципа постепенного усложнения культурной маркированности лек-
сического материала.
В этом отношении особое внимание следует уделить разработке
системы текстов для расширения и коррекции концепта
«зима»
на
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14
Powered by FlippingBook