Н.И. Габова, С.Х. Хван
6
В кульминационной части этого рассказа (в приведенном выше
фрагменте «Там в зале Надежда Васильевна...») характеристика син-
тагматической ритмичности к > 2 = 0.
Несмотря на то что синтагматическая характеристика, в отличие
от слоговой, может варьироваться в зависимости от способа чтения,
общий характер фразовой ритмичности сохраняется: «читающий
словно подчиняется ритмической тенденции автора и… реализует
ритмическую настроенность этого текста, его авторскую заданность»
[11, с. 155].
Результаты, полученные при анализе синтагматического ритма,
связаны с эстетическим целым художественного произведения и мо-
гут служить основой для дальнейшего литературоведческого анализа.
Фонетический, сюжетный и композиционный ритмы «тесно связаны
и находятся в определенной зависимости друг от друга, что следует
из понимания текста как целостного, единого организма» [12, c. 19].
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Забурдяева В.И.
Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца
XIX — первой трети XX века (орнаментальная проза и сказовое
повествование)
. Дис. … канд. филол. наук. Ташкент, 1985, 252 с.
[2]
Бойчук Е.И. Восприятие ритма прозаического текста.
Актуальные вопросы
филологических наук. Материалы междунар. науч. конф.
Чита, Молодой
ученый, 2011, с. 39–44.
[3]
Черемисина Н.В.
Ритм и интонация русской художественной речи
.
Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Москва, 1981, 238 c.
[4]
Иванова-Лукьянова Г.Н. О ритме прозы.
Развитие фонетики современного
русского языка
. Москва, Наука, 1971, с. 128–147.
[5]
Гиршман М.М.
Теория художественной целостности
. Москва, Языки
славянских культур, 2007, 560 с.
[6]
Щерба Л.В.
Фонетика французского языка
. Москва, Высшая школа, 1963,
380 с.
[7]
Черемисина Н.В.
Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь
.
Москва, Русский язык, 1982, 200 с.
[8]
Гиршман М.М.
Ритм художественной прозы
. Москва, Советский
писатель, 1982, 368 с.
[9]
Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм художественных прозаических текстов как
отражение жизненных ритмов человека (из прозы И.С. Тургенева).
Текст и
подтекст: поэтика эксплицитного и имплицитного
. Москва, Азбуковник,
2011, с. 106–108.
[10]
Бабель И.Э.
Избранное
. Москва, Художественная литература, 1966, 494 с.
[11]
Иванова-Лукьянова Г.Н.
Культура устной речи: интонация, паузирование,
логическое ударение, темп, ритм
. Москва, Флинта, Наука, 2003, 200 с.
[12]
Сергеева Е.С.
Ритм прозы Н.В. Гоголя
. Автореф. дис. … канд. филол. наук.
Москва, 2007, 173 с.
Статья поступила в редакцию 30.10.2015