1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

1

УДК 808.2

Использование статистических методов при изучении

синтагматического ритма художественной прозы

И.Э. Бабеля (на материале произведений «Конармия»,

«Одесские рассказы»)

© Н.И Габова, С.Х. Хван

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Представлено исследование речевого ритма художественной прозы с помощью

статистических методов, предложенных Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. Цель рабо-

ты — вычисление и сопоставление показателей синтагматического ритма прозы

И.Э. Бабеля, а также выявление зависимости между колебанием величин ритми-

ческих характеристик и типом повествования, содержательной стороной и ком-

позиционной ролью исследованных текстов.

Ключевые слова:

речевой ритм, статистический метод, синтагматический

ритм, типы повествования, вычисление и сопоставление.

Ритм — неотъемлемая характеристика как поэтического, так и

прозаического литературного произведения, однако природа и орга-

низация ритма стиха и ритма прозы качественно различны. До недав-

него времени «оспаривались не только различные методы определе-

ния ритма художественной прозы, но и его сущность и даже сам факт

его существования как фонетико-синтаксического явления, отлично-

го и от стихотворного ритма, и от ритма нехудожественной прозы»

[1, с. 1].

Ритмика произведения не столько осмысливается читателем,

сколько воспринимается на эмоциональном уровне. При этом «вели-

ко влияние ритмической структуры на активное восприятие челове-

ком содержания текста» [2, с. 40]. Звуковая и гармоническая органи-

зованность художественного текста «относится к числу значимых и

малоизученных компонентов эстетической формы, объективный ана-

лиз которых может содействовать более глубокому проникновению в

смысл художественного образа» [3, с. 5].

Изучение ритмики художественно-прозаической речи не привело

к однозначному толкованию данного явления и не дало конкретной

методики его анализа. Наибольшую трудность, по мнению многих

исследователей, вызывает создание «такой методики определения

ритма, которая позволила бы выразить его в конкретных величинах,

по которым можно сравнивать ритмы разных писателей, разных ча-