1
УДК 808.2
Использование статистических методов при изучении
синтагматического ритма художественной прозы
И.Э. Бабеля (на материале произведений «Конармия»,
«Одесские рассказы»)
© Н.И Габова, С.Х. Хван
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлено исследование речевого ритма художественной прозы с помощью
статистических методов, предложенных Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. Цель рабо-
ты — вычисление и сопоставление показателей синтагматического ритма прозы
И.Э. Бабеля, а также выявление зависимости между колебанием величин ритми-
ческих характеристик и типом повествования, содержательной стороной и ком-
позиционной ролью исследованных текстов.
Ключевые слова:
речевой ритм, статистический метод, синтагматический
ритм, типы повествования, вычисление и сопоставление.
Ритм — неотъемлемая характеристика как поэтического, так и
прозаического литературного произведения, однако природа и орга-
низация ритма стиха и ритма прозы качественно различны. До недав-
него времени «оспаривались не только различные методы определе-
ния ритма художественной прозы, но и его сущность и даже сам факт
его существования как фонетико-синтаксического явления, отлично-
го и от стихотворного ритма, и от ритма нехудожественной прозы»
[1, с. 1].
Ритмика произведения не столько осмысливается читателем,
сколько воспринимается на эмоциональном уровне. При этом «вели-
ко влияние ритмической структуры на активное восприятие челове-
ком содержания текста» [2, с. 40]. Звуковая и гармоническая органи-
зованность художественного текста «относится к числу значимых и
малоизученных компонентов эстетической формы, объективный ана-
лиз которых может содействовать более глубокому проникновению в
смысл художественного образа» [3, с. 5].
Изучение ритмики художественно-прозаической речи не привело
к однозначному толкованию данного явления и не дало конкретной
методики его анализа. Наибольшую трудность, по мнению многих
исследователей, вызывает создание «такой методики определения
ритма, которая позволила бы выразить его в конкретных величинах,
по которым можно сравнивать ритмы разных писателей, разных ча-