Н.И. Габова, С.Х. Хван
2
стей текста, ритмы оригинального и переводного текста… учитывать
периоды устойчивости ритма и границы его изменения, чтобы
наблюдать сопутствующие изменения в лексике, грамматике и се-
мантике текста» [4, c. 104].
Между тем исследование художественного ритма с помощью со-
временных методик является перспективным направлением, так как
позволяет не только изучить более полно и глубоко стиль художника,
но и обеспечить системность в изучении и проникновении в более
глубокие слои его поэтического мира. Ритмика и грамматика в про-
заическом тексте сливаются воедино и позволяют увидеть «в этой
внешней простоте ее внутреннюю структурную сложность: движение
от авторского ритмического задания к обычному грамматическому
строю языка» [5, с. 45].
Среди существующих методик интересной представляется ком-
плексная методика с использованием статистических методов
Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, рассматривающая ритм прозы как фоне-
тическое явление, в котором принимают участие три взаимодейству-
ющих между собой ритмообразующих элемента: ударение, паузиров-
ка и интонация.
Основной целью данной работы является статистический анализ
одной из ритмико-мелодических характеристик языка И.Э. Бабеля —
синтагматической.
В определении синтагмы мы исходим из теоретических пред-
ставлений Л.В. Щербы, согласно которым синтагма рассматривается
как простейшая интонационная единица речи, предельная основная
синтаксическая единица. Это «фонетическое единство, выражающее
единое смысловое целое в процессе речи-мысли и фонетически спло-
ченное особым синтагматическим ударением» [6, c. 86]. Таким обра-
зом, синтагма есть единица не только семантико-синтаксическая, но
и ритмико-интонационная. Ведь, по справедливому замечанию Н.В.
Черемисиной, «взаимосвязь синтагменного ритма с интонацией есть
закон русской речи» [7, с. 32].
Особенности синтагматического членения связаны с тем, что в
языке нет
зафиксированных
синтагм, но «их выделение ни в коем
случае не подчиняется субъективному произволу, так как с ним
неразрывно связано понимание речевых сообщений», синтагматическое
строение текстов является в основном вполне определенным [8, с. 27].
Для измерения синтагматического ритма был использован метод
Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, который учитывает отклонения «от не-
кой условно принятой идеальной ритмичности, в которой соседние
синтагмы по своей величине не отличаются друг от друга более чем
на два такта» [4, c. 128–129]. Данная методика предлагает рассматри-
вать только величину соседних синтагм, потому что нарушение рит-