Использование статистических методов при изучении синтагматического ритма…
3
ма происходит на стыке контрастных (более чем в 2 такта) синтагм.
И это связано прежде всего с дыханием, плавность которого может
изменяться, если рядом находятся разновеликие синтагмы. Чем
меньше контрастных по величине синтагм в тексте, тем ритм выше.
«Когда человек говорит или пишет, то можно сказать, что он дышит
синтагмами. Если в тексте нет контрастных по величине синтагм, то
ровность дыхания ничем не нарушена. Но стоит только оказаться ря-
дом двум контрастным синтагмам, например, одна в четыре такта,
другая в один, и в речевых шагах происходит сбой: человек словно
споткнулся, и его дыхание сбилось» [9, c. 106].
Цифровые показатели синтагматического ритма в «Конармии»
И.Э. Бабеля ограничиваются пределами от 0 до 0,20. «Конармия» от-
личается высокой степенью упорядоченности смежных синтагм по
числу фонетических слов. Среднеарифметический показатель син-
тагматической ритмичности к > 2 (контраст больше двух) представ-
лен величиной 0,06 и совпадает с самой распространенной характе-
ристикой синтагматического ритма [9, с. 106]. В некоторых текстах
наблюдались случаи идеальной синтагматической ритмичности.
В «Одесских рассказах» среднеарифметический показатель к > 2 вы-
ше 0,08. Интервал колебаний представлен цифрами от 0 до 0,19.
Самый частотный показатель к > 2 равен 0,10.
Анализ синтагматических характеристик текстов названного пи-
сателя в зависимости от типа повествования дал следующие резуль-
таты. Сказовые отрывки имеют среднеарифметический показатель,
равный 0,06, который совпадает с самой распространенной характе-
ристикой. Интервал колебаний представлен числовыми результатами
от 0 до 0,19.
В некоторых фрагментах имела место идеальная ритмичность, т. е.
контраст более двух фонетических слов в смежных синтагмах не
встретился. Например: «//Там в зале/ Надежда Васильевна/ совер-
шенно сумасшедшие сидели,/ они с шашкой наголо/ по зале проха-
живались и в зеркало глядели./ А когда я Никитинского в залу при-
тащил,/ Надежда Васильевна/ побежали в кресло садиться,/ на них/
бархатная корона/ перьями убрана была,/ они в кресла бойко сели/ и
шашкой мне на караул сделали...//» («Жизнеописание Павличенки,
Матвея Родионыча») [10, с. 72].
Синтагматическую структуру приведенного фрагмента отражает
формула
1/ 2/ 3/ 4/ 2/ 2/ 4/ 2/ 3/ 1/ 2/ 3/,
где к > 2 = 0.
Среднеарифметическая величина синтагматического ритма в
субъективно-авторском повествовании И.Э. Бабеля равна идентич-
ному показателю в сказе — 0,06. Амплитуда колебаний ограничена