Н.И. Габова, С.Х. Хван
4
числовыми результатами от 0 до 0,20. Самая частотная характери-
стика к > 2 = 0,06.
Цифровые показатели синтагматического ритма в отрывках объ-
ективно-авторского повествования находятся в пределах от 0,02 до
0,11. Значит, интервал колебаний в объективно-авторском повество-
вании меньше, чем в сказе.
Среднеарифметическая величина к > 2 имеет результат 0,07. Са-
мая распространенная характеристика составляет 0,10 и совпадает с
аналогичным показателем, представленным, по наблюдениям
Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, в художественных текстах. Подтвердим
наши положения следующими далее примерами.
Сказ
: «Савицкий,/ наш начдив,/ забрал когда-то у Хлебникова,/
командира первого эскадрона,/ белого жеребца./ Это была лошадь
пышного экстерьера,/ но с сырыми формами,/ которые мне тогда ка-
зались тяжеловатыми/» («История одной лошади») [10, с. 76].
Синтагматическую структуру фрагмента передает формула
1/ 1/ 3/ 3/ 2/ 4/ 2/ 2/ 2/ 2/,
где к > 2 = 0.
Субъективно-авторское повествование
: «Оранжевое солнце/ ка-
тится по небу,/ как отрубленная голова,/ нежный свет/ загорается в
ущельях туч,/ штандарты заката/ веют над нашими головами/» («Пе-
реход через Збруч») [10, с. 19].
Синтагматика фрагмента представлена выражением
2/ 2/ 2/ 2/ 3/ 2/ 2/,
где к > 2 = 0.
Объективно-авторское повествование
: «По вечерам/ к нам при-
ходили/ двадцатидвухлетние большевистские генералы/ со спутан-
ными рыжеватыми волосами./ Мы курили московские папиросы,/ мы
съедали ужин,/ приготовленный Елизаветой Алексеевной из армейских
продуктов,/ и пели студенческие песни/» («Поцелуй») [10, с. 151].
1 /2 /3 /3 /3 /2 /5 /3,
где к > 2 = 0,14 (1:7).
Следовательно, и в синтагматическом плане наибольшая степень
ритмичности присуща сказу, наименьшая — объективно-авторскому
повествованию.
В организации синтагматического ритма композиция играет не-
значительную роль. Но важно заметить, что вслед за увеличением
(либо уменьшением) ударной характеристики от начала к концу рас-
сказа увеличивается (либо уменьшается), хотя и незначительно, к > 2.
Между изменениями ударных и синтагматических величин наблюда-
ется прямо пропорциональная зависимость (см. табл.). В «Одесских
рассказах» («Отец», «История одной голубятни») также отчетливо
проявляется эта тенденция.