7
Особенности финансового моделирования деятельности лизинговой компании
ющая ставка по контракту сравнивается с текущей рыночной ставкой
для вагонов данного вида и данного возраста, в случае превышения
ставка по контракту заменяется на рыночную и фиксируется на следу-
ющие периоды времени, до момента исполнения следующего опциона.
Данная таблица повторяется для всех видов вагонов. Если же лизинго-
вая компания закупает не новые вагоны, а подержанные, то еще и для
вагонов разного возраста.
Следующая важная особенность бизнеса лизинговой компании на
рынке железнодорожного транспорта заключается в том, что основ-
ным видом расходов компании являются расходы на ремонты, кото-
рые имеют периодический характер. Периодичность ремонтов приво-
дит к тому, что основные финансовые показатели, рассчитываемые на
основании модели либо бухгалтерской отчетности, будут отличаться
сильной вариабельностью от периода к периоду.
Выделяют четыре основных вида ремонта: текущий (выполняе-
мый по мере необходимости), деповской (в среднем выполняемый раз
в 2 года), капитальный (обычно раз в 10–13 лет) и замена колесных пар
(в среднем раз в 5–7 лет). Моделирование текущих ремонтов обычно
выполняется с использованием расчета статистических характеристик
распределения исторических стоимостей и периодичностей ремонтов.
Без наличия исторической информации по достаточно большой вы-
борке провести моделирование этой величины проблематично. Однако
в большинстве случаев контракты операционного лизинга предусма-
тривают оплату и выполнение этого вида ремонта силами арендатора,
что устраняет необходимость учета текущих ремонтов в финансовой
модели лизинговой компании.
Моделирование трех остальных видов ремонта упрощается тем,
что существует четкий график для каждого вида вагона. Практический
опыт моделирования подсказывает следующий оптимальный вариант
реализации расчетов в MS Excel. Составляется последовательность
трех взаимосвязанных таблиц: в первой введены данные о периодич-
ности ремонтов в общем виде (например, указано, что первый ремонт
осуществляется через 3 года, затем каждый год, а после капитального
ремонта следующий деповской будет через 2 года); во второй этот гра-
фик реализуется в развернутом виде на весь период моделирования;
в третьей проводятся расчеты. Вторая таблица заполняется нолями
и единицами, в зависимости от наличия или отсутствия ремонта в дан-
ном периоде. Третья таблица заполняется путем перемножения стро-
чек второй таблицы на строчку с количеством вагонов в каждом пе-
риоде. Подобные расчеты можно всегда выполнять двумя способами:
либо с использованием сложных арифметических формул и функции