Background Image
Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Методика контроля психофизиологического состояния обучаемого

3

В соответствии с этими двумя критериями рекомендуется ис-

пользовать следующие методы регистрации психофизиологических

показателей перехода в состояние сна:

видеорегистрации вегетативных показателей, а именно ЧСС [4];

видеорегистрации поведенческих показателей, а именно веко-

двигательных реакций.

Методы бесконтактной регистрации векодвигательных реакций и

ЧСС заключаются в регистрации видеоизображения лица человека и

его последующей потоковой обработке. Для выделения области лица

и глаз используют адаптивное усиление каскадных классификаторов,

работающих в пространстве Хаара-подобных признаков, на изобра-

жении [4, 5]. При определении векодвигательных реакций применя-

ется предварительная цифровая фильтрация изображения в целях

улучшения его характеристик и цветовая сегментация для определе-

ния состояния глаз.

Согласно перечню психофизиологических показателей перехода

к дремотной стадии сна необходимо выявить следующие характери-

стики векодвигательных реакций:

частоту моргания;

длительность смыкания век.

В работе [6] указана минимальная и средняя длительность смыка-

ния век

0,1 и 0,35 с соответственно, минимальная, максимальная и

средняя частота морганий за 1 с

0,017, 077 и 0,125 соответственно.

Определение состояния психического напряжения обучаемо-

го

. Для решения такой задачи необходимо установить уровни и по-

казатели психического напряжения человека, а также выбрать мето-

ды определения психофизиологических показателей психического

напряжения обучаемого.

Уровни психического напряжения человека.

Под психическим

напряжением человека в условиях стресса понимают физическое

напряжение, утомление и т. д. В работах, описывающих особенности

деятельности человека в сложных условиях, вместо понятия «стресс»

часто используют понятия «психическая напряженность» и «психи-

ческое напряжение». При этом понятие «психическая напряжен-

ность» служит для обозначения состояний, оказывающих отрица-

тельное влияние на деятельность, в этом случае оно противопостав-

ляется понятию «психическое напряжение» [7].

На основании субъективных ощущений испытуемых, исследова-

ния при помощи опросника, сбора анамнестических данных, меди-

цинского обследования и наблюдения Т. Немчин выделяет три раз-

новидности состояния нервно-психического напряжения (уровня

напряжения) в зависимости от интенсивности его выражения [7]:

слабое;