Методика контроля психофизиологического состояния обучаемого
3
В соответствии с этими двумя критериями рекомендуется ис-
пользовать следующие методы регистрации психофизиологических
показателей перехода в состояние сна:
видеорегистрации вегетативных показателей, а именно ЧСС [4];
видеорегистрации поведенческих показателей, а именно веко-
двигательных реакций.
Методы бесконтактной регистрации векодвигательных реакций и
ЧСС заключаются в регистрации видеоизображения лица человека и
его последующей потоковой обработке. Для выделения области лица
и глаз используют адаптивное усиление каскадных классификаторов,
работающих в пространстве Хаара-подобных признаков, на изобра-
жении [4, 5]. При определении векодвигательных реакций применя-
ется предварительная цифровая фильтрация изображения в целях
улучшения его характеристик и цветовая сегментация для определе-
ния состояния глаз.
Согласно перечню психофизиологических показателей перехода
к дремотной стадии сна необходимо выявить следующие характери-
стики векодвигательных реакций:
частоту моргания;
длительность смыкания век.
В работе [6] указана минимальная и средняя длительность смыка-
ния век
0,1 и 0,35 с соответственно, минимальная, максимальная и
средняя частота морганий за 1 с
0,017, 077 и 0,125 соответственно.
Определение состояния психического напряжения обучаемо-
го
. Для решения такой задачи необходимо установить уровни и по-
казатели психического напряжения человека, а также выбрать мето-
ды определения психофизиологических показателей психического
напряжения обучаемого.
Уровни психического напряжения человека.
Под психическим
напряжением человека в условиях стресса понимают физическое
напряжение, утомление и т. д. В работах, описывающих особенности
деятельности человека в сложных условиях, вместо понятия «стресс»
часто используют понятия «психическая напряженность» и «психи-
ческое напряжение». При этом понятие «психическая напряжен-
ность» служит для обозначения состояний, оказывающих отрица-
тельное влияние на деятельность, в этом случае оно противопостав-
ляется понятию «психическое напряжение» [7].
На основании субъективных ощущений испытуемых, исследова-
ния при помощи опросника, сбора анамнестических данных, меди-
цинского обследования и наблюдения Т. Немчин выделяет три раз-
новидности состояния нервно-психического напряжения (уровня
напряжения) в зависимости от интенсивности его выражения [7]:
слабое;