1
УДК 004.93
Методика контроля психофизиологического
состояния обучаемого
© Е.Ю. Латышева, Л.Х. Кураева, И.Н. Спиридонов
НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Описана последовательность действий при контроле психофизиологического со-
стояния обучаемого. Предложены методы регистрации психофизиологических
показателей, представлен комплекс мимических признаков для оценки состояния
психического напряжения человека при работе на тренажере.
Ключевые слова:
психофизиологическое состояние, бесконтактный метод реги-
страции, мимика.
Введение.
Контроль психофизиологического состояния в условиях,
требующих длительного или повышенного внимания при депривации
сна, нарушении нормального цикла «бодрствование – сон», ответствен-
ных заданиях, является актуальной задачей [1, 2]. Современные трена-
жерные системы позволяют имитировать сценарии боевых задач и
близкие к реальным условия их выполнения. Данные динамики психо-
физиологических показателей в процессе занятий на тренажерах необ-
ходимы для составления экспертного решения о функциональных каче-
ствах обучаемого или коррекции программы обучения в целях повыше-
ния эффективности его деятельности при обучении.
В процессе контроля психофизиологического состояния необхо-
димо решать следующие задачи:
выявлять момент перехода от состояния бодрствования до со-
стояния утраты контроля над объектом управления (состояние пере-
хода ко сну) вплоть до засыпания;
определять состояние психического напряжения обучаемого.
Объективный контроль состояния обучаемого при выполнении
заданий на современных тренажерных системах военного назначения
позволяет выявить изменчивость компонентов психофизиологиче-
ской структуры деятельности обучаемого.
Определение состояния перехода ко сну
. Одной из наиболее
частых причин возникновения ошибок в профессиональной деятель-
ности является критическое снижение уровня бодрствования. Непо-
средственной причиной различных инцидентов на транспорте и про-
изводстве является возникновение кратковременных эпизодов сна
«микросна» длительностью 3…10 с [3].