Структура пособия по развитию речи для иностранных учащихся
…
3
по образцам, а также собственных диалогов. Диалоги, предлагаемые
студентам, отвечают основным характеристикам диалогической ре-
чи. «В отличие от монолога, который нередко характеризуется слож-
ностью синтаксического построения, диалогической речи в основном
свойственна простота синтаксиса. Среди простых предложений
большое число неполных, эллиптических, односоставных. В диалоге
представлены все виды предложений по цели высказывания, интона-
ции, эмоциональной окраске» [2].
Навыки диалогической речи учащихся развиваются в ходе вы-
полнения последовательности упражнений: от составления диалога
по образцу до речевых упражнений с заданной ситуацией. Для грам-
матического тренинга выбираются языковые формы, представляю-
щие наибольшую трудность. Внимание учащихся обращается на
стратегии развития диалога, приемы начала и окончания разговора.
Представлен материал для работы в парах, для проведения ролевых
упражнений. Задания направлены на снятие лексико-грамматических
трудностей, на коррекцию грамматических ошибок.
На третьем этапе разговорная тема отрабатывается с опорой на
текст, служащий отправной точкой для последующей беседы. Струк-
тура текста является образцом для последующего рассказа иностран-
ных студентов о своей стране. Помимо основного содержания текст
содержит фоновые знания, принадлежащие тезаурусу носителей рус-
ского языка. «Фоновые знания (англ. background knowledge) — это
знания, характерные для говорящих на данном языке, обеспечиваю-
щие речевое общение, в процессе которого эти знания проявляются в
виде смысловых ассоциаций и коннотаций, соблюдения норм речево-
го поведения носителей языка» [4]. Притекстовые вопросы направле-
ны не только на проверку понимания информации текста в целом, но
и на выяснение реакции учащихся на прочитанную информацию, на
стимулирование ответного развернутого монологического высказы-
вания. Послетекстовые упражнения включают речевой материал для
выражения собственного мнения, согласия или несогласия, сомнения
и т. п. В качестве итогового задания иностранным учащимся предла-
гается подготовить рассказ-презентацию по аналогичной теме о сво-
ей стране: о системе образования, о решении экологических проблем,
о научных достижениях ученых своей страны, о национальных
праздниках и т. п. При этом целевая установка для учащихся —
именно устное развернутое монологическое высказывание с после-
дующими ответами на вопросы слушателей. «Существует несколько
параметров монологического высказывания, которые и отражают его
сущность, и составляют главную трудность, требуют особых средств
обучения. 1. Относительно непрерывный характер высказывания.