Background Image
 1 / 6 Next Page
Information
Show Menu
1 / 6 Next Page
Page Background

1

УДК 808.2

Структура пособия по развитию речи

для иностранных учащихся технических специальностей

на продвинутом уровне

© С.А. Курбатова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассматривается структура пособия по развитию речи для иностран-

ных учащихся технических специальностей продвинутого уровня. Главное внима-

ние уделяется обучению говорению как продуктивному виду речевой деятельности

и развитию навыков диалогической и монологической речи. Работа по каждой раз-

говорной теме состоит из трех этапов и строится по принципу «от участия в

диалоге к построению собственного монологического высказывания».

Отбор ма-

териала и его структурирование базируются на понимании особенностей разго-

ворной речи.

Предложенная структура пособия по развитию речи может быть

использована как в печатных, так и в электронных изданиях.

Ключевые слова:

развитие речи, диалогическая речь, монологическая речь.

На продвинутом этапе обучения развитие речевых навыков, при-

менение учащимися накопленного словарного запаса и грамматиче-

ских знаний имеют определяющее значение. Развитая речь является

критерием сформированной коммуникативной компетенции у сту-

дентов и аспирантов уровня ТРКИ-2 (общее владение). Структура

пособия призвана способствовать достижению данной цели в усло-

виях строго регламентированного времени, которое отводится на

русский язык общего владения у студентов технического профиля.

Главное внимание уделяется обучению говорению как продуктивно-

му виду речевой деятельности в его взаимосвязи с аудированием,

чтением и письмом, а также развитию навыков диалогической и мо-

нологической речи, снятию трудностей при продуцировании соб-

ственного высказывания.

Отбор материала и его структурирование базируются на понима-

нии особенностей разговорной речи. «Разговорная речь — это спон-

танная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях

при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматиче-

ские условия общения» [1]. «Устной речи, в отличие от письменной,

свойственны такие характеристики, как неподготовленность, линей-

ность, необратимость, связь с физическим временем осуществления

речи. Все это повышает автоматизм и случайность в употреблении

языковых средств, снижает возможность сознательного их отбора,