1
УДК 808.2
Структура пособия по развитию речи
для иностранных учащихся технических специальностей
на продвинутом уровне
© С.А. Курбатова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматривается структура пособия по развитию речи для иностран-
ных учащихся технических специальностей продвинутого уровня. Главное внима-
ние уделяется обучению говорению как продуктивному виду речевой деятельности
и развитию навыков диалогической и монологической речи. Работа по каждой раз-
говорной теме состоит из трех этапов и строится по принципу «от участия в
диалоге к построению собственного монологического высказывания».
Отбор ма-
териала и его структурирование базируются на понимании особенностей разго-
ворной речи.
Предложенная структура пособия по развитию речи может быть
использована как в печатных, так и в электронных изданиях.
Ключевые слова:
развитие речи, диалогическая речь, монологическая речь.
На продвинутом этапе обучения развитие речевых навыков, при-
менение учащимися накопленного словарного запаса и грамматиче-
ских знаний имеют определяющее значение. Развитая речь является
критерием сформированной коммуникативной компетенции у сту-
дентов и аспирантов уровня ТРКИ-2 (общее владение). Структура
пособия призвана способствовать достижению данной цели в усло-
виях строго регламентированного времени, которое отводится на
русский язык общего владения у студентов технического профиля.
Главное внимание уделяется обучению говорению как продуктивно-
му виду речевой деятельности в его взаимосвязи с аудированием,
чтением и письмом, а также развитию навыков диалогической и мо-
нологической речи, снятию трудностей при продуцировании соб-
ственного высказывания.
Отбор материала и его структурирование базируются на понима-
нии особенностей разговорной речи. «Разговорная речь — это спон-
танная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях
при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматиче-
ские условия общения» [1]. «Устной речи, в отличие от письменной,
свойственны такие характеристики, как неподготовленность, линей-
ность, необратимость, связь с физическим временем осуществления
речи. Все это повышает автоматизм и случайность в употреблении
языковых средств, снижает возможность сознательного их отбора,