С.А. Курбатова
2
требующего времени на поиск, что неизбежно отразилось бы на не-
прерывности речевого акта и потому нежелательно» [2].
Комплекс упражнений выполняется в ходе обсуждения актуальных
разговорных тем, которые могут быть выбраны по усмотрению препо-
давателя с учетом интересов и потребностей студентов технического
профиля: «Мой университет»,
«
Система образования в России»,
«
Наука
в России и мире», «Экология и климат»,
«Праздники в России», «Тра-
диции и речевой этикет» и др. Автономность тем и блоковая организа-
ция тематического материала дают возможность гибкого, выборочного
использования пособия на занятиях в соответствии с учебными планами
и программами модульно-рейтинговой системы обучения.
Работа по каждой разговорной теме состоит из трех этапов и
строится по принципу «от участия в диалоге к построению собствен-
ного монологического высказывания». «Взаимопроникновение диа-
логического и монологического начал представляется нам универса-
лией, характеризующей современное состояние культурно-письменной
(и культурно-речевой) традиции. Язык не мог бы не реагировать на
усиление этой тенденции. В сущности, речь идет о формировании —
едва ли не на наших глазах — целой системы средств, обслуживающих
такое взаимопроникновение, в частности синтаксических средств моно-
логизации диалога, и, соответственно, диалогизации монолога» [3].
Первый этап — это введение в тему, которая предъявляется на
примере диалогов/полилогов в типичных ситуациях общения: это
может быть разговор студентов, жителей города, интервью с извест-
ным человеком, круглый стол, рассказ экскурсовода и т. п. Учебный
материал может предъявляться для прочтения или прослушивания.
Использование на этом этапе аудиоматериалов, с одной стороны,
развивает у учащихся навыки аудирования, а с другой — знакомит их
с особенностями устной речи и ее принципиальными отличиями от
письменной. Лексическая работа направлена как на расширение сло-
варного запаса по данной теме, так и на ознакомление с фразеоло-
гизмами, устойчивыми сочетаниями и прецедентными текстами, т. е.
с фоновыми знаниями носителей русского языка. Сопровождающие
диалог вопросы помогают учащимся понять особенности ситуации и
цели каждого из коммуникантов. Особое внимание уделяется сфере
общения — официальной и неофициальной, вопросам этикета, рече-
вым особенностям официального и неофициального общения. В диа-
логи включены характерные для данных стилей слова и выражения.
Задания направлены на снятие трудностей при переходе от неофици-
ального, дружеского общения к официально-деловому стилю речи,
при выборе
ты
/
Вы
-форм обращения, а также на освоение разговор-
ной и официально-деловой лексики.
На втором этапе работа над темой предполагает развитие навы-
ков употребления грамматических форм в ходе составления диалогов