Background Image
Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

А.В. Чернышева, В.Г. Карабатырова

6

тера. Если резюмировать содержание этих дискурсов, то можно

сформулировать своего рода категорический императив массовой

культуры: «ты должен быть успешным и счастливым, богатым и сек-

суально удовлетворенным во что бы то ни стало, потому что жизнь

одна — и надо ловить момент» [12, c. 132]. При этом другие люди

рассматриваются исключительно с точки зрения этого императива:

они являются или средством, или конкурентами, или досадной поме-

хой на пути. Для идеального современного человека-массы весь мир

есть предмет реального и потенциального владения. Владеть, господ-

ствовать, доминировать, показывать превосходство — таковы основ-

ные приоритеты сверхпотребителя-гедониста. Вместе с тем для него

в высшей степени характерно то, что Вернер Зомбарт назвал «расша-

танностью духовной жизни». Как предел этой расшатанности Зом-

барт приводит слова Рокфеллера о том, что он готов платить своему

заместителю миллион содержания, но тот должен, прежде всего, «не

иметь малейшей моральной щепетильности и быть готовым беспо-

щадно заставлять умирать тысячи жертв» [6, с. 215].

Таким образом, современный идеальный массовый человек реа-

лизует то, что в Евангелии описывается выражением «мерзость запу-

стения». Такой человек является достойным порождением суще-

ствующей квазикультурной матрицы. Массовое распространение по-

добного «человея» и заставляет говорить об антропологическом

кризисе, который связан с глубочайшей духовной дезориентацией

современного человека, ибо «порвалась связь времен». Современный

мир предельно удалился от полюса качества и единства, рассеявшись

на бесконечное множество вещей, идей, понятий, все ускоряющихся

событий [13]. Согласно исследованиям академика С.П. Капицы, об-

щее количество изменений в различных сферах социокультурной ре-

альности, произошедших с человеческой цивилизацией в период с

70-х гг. XX в. до начала XXI в., сравнялось с количеством изменений,

произошедших с человечеством за предыдущие 5 000 лет, т. е. за все

время существования человеческой цивилизации! Обнаруженный

факт привел ученого к выводу о том, что мир находится на пороге

грандиозного качественного скачка [12, с. 86]. При этом хотелось бы

верить и надеяться, что в результате данного перехода антропологи-

ческий кризис разрешится в направлении не некоего постчеловече-

ского, кибернетического существа, а в направлении человека «обла-

гороженного образа».

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Смирнов К.С., Коробко Е.В. Антропологический кризис современности в

контексте философии интегрального традиционализма.

Вестник

Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия.

Социология и социальные технологии

, 2011, № 1 (13), с. 45–50.