А.В. Чернышева, В.Г. Карабатырова
6
тера. Если резюмировать содержание этих дискурсов, то можно
сформулировать своего рода категорический императив массовой
культуры: «ты должен быть успешным и счастливым, богатым и сек-
суально удовлетворенным во что бы то ни стало, потому что жизнь
одна — и надо ловить момент» [12, c. 132]. При этом другие люди
рассматриваются исключительно с точки зрения этого императива:
они являются или средством, или конкурентами, или досадной поме-
хой на пути. Для идеального современного человека-массы весь мир
есть предмет реального и потенциального владения. Владеть, господ-
ствовать, доминировать, показывать превосходство — таковы основ-
ные приоритеты сверхпотребителя-гедониста. Вместе с тем для него
в высшей степени характерно то, что Вернер Зомбарт назвал «расша-
танностью духовной жизни». Как предел этой расшатанности Зом-
барт приводит слова Рокфеллера о том, что он готов платить своему
заместителю миллион содержания, но тот должен, прежде всего, «не
иметь малейшей моральной щепетильности и быть готовым беспо-
щадно заставлять умирать тысячи жертв» [6, с. 215].
Таким образом, современный идеальный массовый человек реа-
лизует то, что в Евангелии описывается выражением «мерзость запу-
стения». Такой человек является достойным порождением суще-
ствующей квазикультурной матрицы. Массовое распространение по-
добного «человея» и заставляет говорить об антропологическом
кризисе, который связан с глубочайшей духовной дезориентацией
современного человека, ибо «порвалась связь времен». Современный
мир предельно удалился от полюса качества и единства, рассеявшись
на бесконечное множество вещей, идей, понятий, все ускоряющихся
событий [13]. Согласно исследованиям академика С.П. Капицы, об-
щее количество изменений в различных сферах социокультурной ре-
альности, произошедших с человеческой цивилизацией в период с
70-х гг. XX в. до начала XXI в., сравнялось с количеством изменений,
произошедших с человечеством за предыдущие 5 000 лет, т. е. за все
время существования человеческой цивилизации! Обнаруженный
факт привел ученого к выводу о том, что мир находится на пороге
грандиозного качественного скачка [12, с. 86]. При этом хотелось бы
верить и надеяться, что в результате данного перехода антропологи-
ческий кризис разрешится в направлении не некоего постчеловече-
ского, кибернетического существа, а в направлении человека «обла-
гороженного образа».
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Смирнов К.С., Коробко Е.В. Антропологический кризис современности в
контексте философии интегрального традиционализма.
Вестник
Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия.
Социология и социальные технологии
, 2011, № 1 (13), с. 45–50.