1
УДК 304.2
Антропологический кризис современности: «Царство
количества» Р. Генона
© А.В. Чернышева, В.Г. Карабатырова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье анализируется интерпретация понятия антропологического кризиса в
работах известного французского философа Рене Генона. Особое внимание авто-
ры статьи уделяют оценке влияния глобализации на состояние культуры и духов-
ности современного человека, характеризуя общество потребления и экономиче-
ского универсализма.
Ключевые слова:
антропологический кризис, традиция, традиционная культура,
глобализация, материализм, экономический универсализм.
Антропологический кризис — принятое в философской литературе
название для системы негативных тенденций современного общества,
ведущих к патологическим и другим отрицательным явлениям в приро-
де человека и заметно снижающих его личностный потенциал.
Современный антропологический кризис представляет собой яв-
ление, о котором отчетливо начали говорить и писать на рубеже
XX–XXI вв. Этот кризис демонстрирует фундаментальный сдвиг в
культуре, когда происходит стремительная элиминация того, что можно
назвать традиционной культурой, и возникновение некоего нового, не-
бывалого культурного пространства глобально-универсально-техно-
виртуального характера [1].
Кризис современного мира в первую очередь означает, что он до-
стиг критической точки, когда более или менее глубокая трансфор-
мация неизбежна. То есть за короткий срок, добровольно или прину-
дительно, более или менее неожиданным образом, катастрофически
или без хаотических явлений должно произойти изменение ориента-
ции [2, с. 153].
В индуизме содержится идея о великих временных циклах, так
называемых Манвантарах, каждая из которых делится на четыре
Юги, соответствующие четырем векам (золотой, серебряный, мед-
ный, железный), хорошо известным со времени греко-латинской ан-
тичности (Гесиод) [3].
Циклическое развитие совершается именно в нисходящем
направлении, идя от высшего к низшему. Это происходит потому,
что развитие всякого проявления с необходимостью предполагает все
большее и большее удаление от принципа, из которого оно исходит: