Background Image
Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

А.В. Чернышева, В.Г. Карабатырова

4

всего, процесс универсализации, становления единых для всей пла-

неты структур, связей и отношений в различных сферах обществен-

ной жизни. Другими словами, возникает новый тип универсальной

культуры (точнее — квазикультуры) [7]. Эта культура представляет

собой систему всемирного финансового капитализма и базирующие-

ся на ней массовую культуру и систему глобальной социальной стра-

тификации. Очень удачное название для этой системы было предло-

жено выдающимся философом А.А. Зиновьевым: «глобальный чело-

вейник». В этой квазикультуре человек низведен до уровня

«человея». Это даже не винтик какой-то машины эксплуатации — он

является неким нанообъектом, действующим согласно алгоритму

компьютерной программы. Этим алгоритмом является закон рынка:

именно он определяет, что если человек производит столько-то — он

стоит столько-то, а если потребляет столько-то — то и стоит соответ-

ственно. Главная человеческая ценность отныне — это количество

кредитных карточек. Окончательная победа чистой нумеричности.

Возникла система постдемократии — почти тотального господства

денег. В данной системе выделились три управленческие структуры:

бюрократия, крупный бизнес (транснациональные корпорации) и ор-

ганизованная преступность [8]. Иногда эти структуры конкурируют

между собой, иногда сотрудничают или даже сливаются в различные

симбиозы (например, крупный чиновник имеет свой бизнес и со-

трудничает с организованной преступностью). Данные управленче-

ские структуры являются некой новой финансовой квазиаристокра-

тией. Все остальное подавляющее большинство населения низведено

до обслуги этой господствующей верхушки с помощью различных

социальных технологий (масс-медийные проекты, PR и т. д.) или

прямого насилия (экономические санкции, локальные военные опе-

рации) [9, 10].

Но при этом как в пространстве масс-медиа, так и в научно-

философском дискурсе продолжают говорить о гуманизме, «новом

гуманизме», «обновленном гуманизме» и т. д. Здесь снова следует

обратиться к Генону: «Кто говорит “гуманизм”, высказывает тем са-

мым претензию все свести к чисто человеческим элементам, следова-

тельно, исключить все то, что относится к сверхиндивидуальному

порядку. Затем надо полностью обратить внимание индивида к

внешним и чувственным вещам, чтобы, так сказать, запереть его не

только в человеческой области, но и через еще гораздо более узкое

ограничение, в одном только телесном мире» [2, c. 274].

Поистине, в этом смысле современная квазикультура создала

настоящий культ тела. Имеет место абсолютный и навязчивый телео-

центризм, возникла общая телесно-визуалистская ориентация в куль-

туре. Это выражается в консюмеризме, культе здоровья, сексуальной