А.В. Чернышева, В.Г. Карабатырова
4
всего, процесс универсализации, становления единых для всей пла-
неты структур, связей и отношений в различных сферах обществен-
ной жизни. Другими словами, возникает новый тип универсальной
культуры (точнее — квазикультуры) [7]. Эта культура представляет
собой систему всемирного финансового капитализма и базирующие-
ся на ней массовую культуру и систему глобальной социальной стра-
тификации. Очень удачное название для этой системы было предло-
жено выдающимся философом А.А. Зиновьевым: «глобальный чело-
вейник». В этой квазикультуре человек низведен до уровня
«человея». Это даже не винтик какой-то машины эксплуатации — он
является неким нанообъектом, действующим согласно алгоритму
компьютерной программы. Этим алгоритмом является закон рынка:
именно он определяет, что если человек производит столько-то — он
стоит столько-то, а если потребляет столько-то — то и стоит соответ-
ственно. Главная человеческая ценность отныне — это количество
кредитных карточек. Окончательная победа чистой нумеричности.
Возникла система постдемократии — почти тотального господства
денег. В данной системе выделились три управленческие структуры:
бюрократия, крупный бизнес (транснациональные корпорации) и ор-
ганизованная преступность [8]. Иногда эти структуры конкурируют
между собой, иногда сотрудничают или даже сливаются в различные
симбиозы (например, крупный чиновник имеет свой бизнес и со-
трудничает с организованной преступностью). Данные управленче-
ские структуры являются некой новой финансовой квазиаристокра-
тией. Все остальное подавляющее большинство населения низведено
до обслуги этой господствующей верхушки с помощью различных
социальных технологий (масс-медийные проекты, PR и т. д.) или
прямого насилия (экономические санкции, локальные военные опе-
рации) [9, 10].
Но при этом как в пространстве масс-медиа, так и в научно-
философском дискурсе продолжают говорить о гуманизме, «новом
гуманизме», «обновленном гуманизме» и т. д. Здесь снова следует
обратиться к Генону: «Кто говорит “гуманизм”, высказывает тем са-
мым претензию все свести к чисто человеческим элементам, следова-
тельно, исключить все то, что относится к сверхиндивидуальному
порядку. Затем надо полностью обратить внимание индивида к
внешним и чувственным вещам, чтобы, так сказать, запереть его не
только в человеческой области, но и через еще гораздо более узкое
ограничение, в одном только телесном мире» [2, c. 274].
Поистине, в этом смысле современная квазикультура создала
настоящий культ тела. Имеет место абсолютный и навязчивый телео-
центризм, возникла общая телесно-визуалистская ориентация в куль-
туре. Это выражается в консюмеризме, культе здоровья, сексуальной