Background Image
Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Антропологический кризис современности: «Царство количества» Р. Генона

3

мыми, и эти вещи, в действительности, стали для них необходимыми.

И они, таким образом, стараются всеми средствами приобрести то,

что может доставить им всякое материальное удовлетворение, един-

ственное, которое они способны оценить. Речь идет о “зарабатыва-

нии денег”, потому что это позволяет получить эти вещи, и тем

больше их имеют, тем больше хотят их иметь, потому что непрестан-

но открываются новые потребности; и эта страсть становится един-

ственной целью жизни. Отсюда дикая конкуренция» [6, с. 270].

Впрочем, такое состояние полагается сейчас чуть ли не величай-

шим достижением так называемого экономического универсализма.

Это довольно сложный комплекс идей, согласно которому экономика

является главной среди социальных наук. Она есть образец научной

строгости, логичности, сопоставимости с эмпирией, на нее должны

равняться менее «строгие» формы социально-гуманитарного знания.

Рыночный механизм признается универсальным. Он проникает во

все сферы (от семейных и даже интимных отношений до искусства).

Однако это приводит к тому, что люди становятся пленниками новой

формы рабства: экономико-финансово-вещевой. Отныне ценность

человека определяется количеством денег и вещей. Отсюда то гло-

бальное отчуждение, в котором пребывает современный человек.

Современное общество жестко разделено на страты, прежде всего

исходя из экономического критерия. Какая-либо экзистенциальная

коммуникация между стратами отсутствует. Верхние слои проводят

жизнь на «ярмарке тщеславия». Нижние слои заняты, в той или иной

степени, борьбой за выживание. Везде, уже за редчайшим исключе-

нием, царит абсолютная бездуховность, поэтому и нет духовной

основы для налаживания экзистенциальной коммуникации. Одиноче-

ство практически стало нормой. Более того, многие люди сами стре-

мятся к уединению, чтобы избежать поверхностного или психологи-

чески травмирующего общения. В этом контексте возникает принцип

единообразия, который предполагает человеческие существа, лишен-

ные качества и сведенные к простым нумерическим «единицам». Де-

мократия и эгалитаризм несут с собой единообразное воспитание

(шире — культуру), которое делает людей настолько похожими друг

на друга, насколько это позволяет природа. Современный западный

человек хочет навязать единообразное воспитание другим со всем

ансамблем своих умственных и телесных привычек (культурой), что-

бы сделать единообразным весь мир, «который он в то же время де-

лает единообразным вплоть до внешнего вида через распространение

продуктов своей промышленности» [5, с. 54].

Начиная с последнего десятилетия XX в., в мире стремительно

происходит ряд перемен, общая совокупность которых была названа

«глобализацией». Сейчас понятно, что глобализация есть, прежде