Антропологический кризис современности: «Царство количества» Р. Генона
3
мыми, и эти вещи, в действительности, стали для них необходимыми.
И они, таким образом, стараются всеми средствами приобрести то,
что может доставить им всякое материальное удовлетворение, един-
ственное, которое они способны оценить. Речь идет о “зарабатыва-
нии денег”, потому что это позволяет получить эти вещи, и тем
больше их имеют, тем больше хотят их иметь, потому что непрестан-
но открываются новые потребности; и эта страсть становится един-
ственной целью жизни. Отсюда дикая конкуренция» [6, с. 270].
Впрочем, такое состояние полагается сейчас чуть ли не величай-
шим достижением так называемого экономического универсализма.
Это довольно сложный комплекс идей, согласно которому экономика
является главной среди социальных наук. Она есть образец научной
строгости, логичности, сопоставимости с эмпирией, на нее должны
равняться менее «строгие» формы социально-гуманитарного знания.
Рыночный механизм признается универсальным. Он проникает во
все сферы (от семейных и даже интимных отношений до искусства).
Однако это приводит к тому, что люди становятся пленниками новой
формы рабства: экономико-финансово-вещевой. Отныне ценность
человека определяется количеством денег и вещей. Отсюда то гло-
бальное отчуждение, в котором пребывает современный человек.
Современное общество жестко разделено на страты, прежде всего
исходя из экономического критерия. Какая-либо экзистенциальная
коммуникация между стратами отсутствует. Верхние слои проводят
жизнь на «ярмарке тщеславия». Нижние слои заняты, в той или иной
степени, борьбой за выживание. Везде, уже за редчайшим исключе-
нием, царит абсолютная бездуховность, поэтому и нет духовной
основы для налаживания экзистенциальной коммуникации. Одиноче-
ство практически стало нормой. Более того, многие люди сами стре-
мятся к уединению, чтобы избежать поверхностного или психологи-
чески травмирующего общения. В этом контексте возникает принцип
единообразия, который предполагает человеческие существа, лишен-
ные качества и сведенные к простым нумерическим «единицам». Де-
мократия и эгалитаризм несут с собой единообразное воспитание
(шире — культуру), которое делает людей настолько похожими друг
на друга, насколько это позволяет природа. Современный западный
человек хочет навязать единообразное воспитание другим со всем
ансамблем своих умственных и телесных привычек (культурой), что-
бы сделать единообразным весь мир, «который он в то же время де-
лает единообразным вплоть до внешнего вида через распространение
продуктов своей промышленности» [5, с. 54].
Начиная с последнего десятилетия XX в., в мире стремительно
происходит ряд перемен, общая совокупность которых была названа
«глобализацией». Сейчас понятно, что глобализация есть, прежде