Антропологический кризис современности: «Царство количества» Р. Генона
5
акцентуации, формировании и продвижении физически привлека-
тельных имиджей (в рекламе, политике, искусстве, науке), роли но-
вой образности в виртуальной реальности информационных техноло-
гий. Реально квазикультура открывает неизвестный ранее простор
для всевозможных экспериментов с телом (от бодибилдинга, допинга
и силиконопластики до смены цвета кожи и изменения пола). Нако-
нец, постоянно совершенствующаяся технология клонирования дела-
ет весьма популярным проект, предлагающий заново сделать челове-
ка, его тело. Ведь оно фактически стало «объектом исступленной за-
боты» (Бодрийяр). Если природу и органическое тело человека
нельзя спасти, то следует создать искусственный носитель сознания.
Пока наука не может предложить новое искусственное тело, можно
сосуществовать со старым, используя клонов для замены больных
органов.
Еще одна очень характерная черта квазикультуры может быть
определена выражением Генона «ненависть к тайне». Но снова дадим
слово французскому мыслителю: «Ужас перед “таинством” заходит
так далеко во всех областях, что простирается даже до того, что при-
нято называть “обыденной жизнью”» [5, с. 163]. Однако мир, в кото-
ром все стали «публикой», приобретает поистине чудовищный ха-
рактер… Чтобы привести людей к полностью «публичной» жизни, не
ограничиваются тем, что собирают их в «массы» по любому случаю
и под любым предлогом; их помещают жить не просто в «ульи», как
мы говорили раньше, но в «стеклянные ульи», к тому же располо-
женные таким образом, чтобы можно было в них питаться только
«сообща»; люди, способные подчиниться такому существованию,
поистине пали на «инфрачеловеческий» уровень, уровень, если угод-
но, насекомых, таких, как пчелы и трутни; и в результате всеми сред-
ствами их стараются «выдрессировать» отличаться друг от друга не
больше, чем представители этих видов, или даже еще меньше.
Поистине, современный человек-масса, этот продукт квазикуль-
туры, отличается своеобразным гносеологическим нигилизмом: для
него высшая истина заключается в том, что истины нет. Не должно
быть истины как тайны. Отсюда навязчивое стремление массовой
культуры к какой-то просто порнографической открытости [11].
Можно сказать, что имеет место некая порнографизация человече-
ского бытия. Достаточно указать на бесконечные реалити-шоу, где
люди рассказывают и демонстрируют самые интимные подробности
своей жизни перед многомиллионной телеаудиторией. Данная пор-
нографизация и есть самая откровенная «ненависть к тайне». В сущ-
ности, это ненависть ко всему, что отменяет единообразие, которое
навязывается всем людям в глобалистском обществе через массовую
культуру, через ее нарративы. Эти нарративы представляют собой
всевозможные дискурсы гедонистическо-эвдемонистического харак-