Т.В. Рысина, Е.В. Киселев
6
ников «старого образца» их отличает владение уникальными знани-
ями, что соответствует высокому уровню дивидендов на такой челове-
ческий капитал. В связи с этим стиль жизни, уровень и структура по-
требления этих работников мало чем отличаются от традиционного
среднего класса, но, с другой стороны, высокие позиции на рынке тру-
да приводят в их ряды совладельцев фирм, руководителей предприя-
тий. Информационные работники имеют целый ряд специфических
черт, главная из которых заключается в том, что они являются незави-
симыми производителями, которые реализуют собственные стратегии.
Данные трансформации стали возможны, поскольку характер и со-
держание труда этих работников отличаются готовностью к быстрой
смене видов деятельности, автономностью, самостоятельностью, уме-
нием принимать нестандартные решения, мобильностью. Такие люди
востребованы на глобальном рынке труда [8].
Вполне закономерен вопрос — есть ли такие работники в нашем
обществе, если есть, то чем они отличаются от зарубежных? Пока
трудно ответить на него. Можно опираться лишь на некоторые дан-
ные, например, работу О.И. Шкаратана «Новый средний класс и ин-
формационные работники в современной экономике России» [7, с.
224–230]. На основе результатов опроса 200 респондентов, проведен-
ного в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде и Твери,
выявлены следующие особенности креативного класса, представители
которого входят в новый средний класс. Во-первых, эти работники по-
стоянно осваивают новые технологии, приобретают дополнительные
навыки и умения посредством обучения на рабочем месте («learning-
by-doing» или «learning-by-interacting»), в отличие от формального об-
разования. Во-вторых, опрошенные высоко оценивают свою профес-
сиональную востребованность, уникальность знаний и опыт работы в
узкой сфере деятельности, что предполагает использование комбина-
ции разнообразных компетенций, а не формальное образование.
В-третьих, респонденты отмечают такую важную составляющую свое-
го труда, как решение нестандартных задач с нуля. Значительное чис-
ло опрошенных являются разработчиками новых концепций и мето-
дов, способов реализации проектов.
Среди представителей креативного класса преобладают люди,
ориентированные на достижение заметных результатов в своей сфере
деятельности, решение комплексных задач своими силами, причем ма-
териальные стимулы для большинства респондентов не являются
единственным фактором удовлетворенности своей работой. Для них
важно содержание работы, степень самостоятельности и свободы для
выполнения своих функций. При этом часть информационных работ-
ников готовы открывать собственные проекты, создавать свой бизнес.