Background Image
Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Т.В. Рысина, Е.В. Киселев

2

экономических факторов и в первую очередь материального достатка.

Естественно, что материальный достаток привязывается к различным

этапам развития экономики, а также социально-политическим услови-

ям. В советские годы материальное благосостояние средних слоев

оценивалось как не очень высокое, но количественно средний класс

характеризовался как более значительный по своей величине и каче-

ственно более однородный. В его состав входили, как правило, пред-

ставители интеллигенции, а также рабочие высокой квалификации.

В постреформенной России численность среднего класса «сузи-

лась» из-за увеличения числа очень богатых с одной стороны и роста

численности тех, кто попадал в категорию малообеспеченных, с дру-

гой. Последних оказалось, по разным оценкам, до 70 % населения

страны. Представители среднего класса до начала глобального соци-

ально-экономического кризиса составляли около 20 % населения, т. е.

примерно 27–29 млн человек. Всеми учеными, исследующими соци-

альную стратификацию, признается особая роль среднего класса как

фундамента стабильности в обществе, сохраняющего возможности для

его поступательного развития.

Количественный аспект.

Социальная структура российского

общества, сложившаяся в последние 20–25 лет, является результатом

сложных и противоречивых социально-экономических процессов. Ка-

кой бы критике не подвергались реформы 90-х гг. ХХ в., они, тем не

менее, имели позитивные итоги, позволили утвердить новые произ-

водственные отношения, основанные на рыночных принципах хозяй-

ствования и, прежде всего, создали устойчивую базу для становления

новых форм собственности. Благодаря этому в России появился класс

как индивидуальных, так и коллективных собственников. Именно соб-

ственники стали формировать ядро среднего класса новой России.

В него вошли не только предприниматели, представители малого и

среднего бизнеса, но и чиновники, высококвалифицированные рабо-

чие и даже некоторые категории пенсионеров и студентов. Состав

«старого» советского среднего класса почти покинули представители

прежней интеллигенции — работники образования и науки, здраво-

охранения и культуры.

К сожалению, творческий ресурс среднего класса в нашей стране

оказывается невостребованным, а в дальнейшем даже разрушенным

[2, с. 40]. Весьма негативной является «утечка мозгов», когда лица с

качественным высшим образованием покидают страну, следовательно,

наши высшие учебные заведения готовят кадры на экспорт, укрепляют

средний класс других стран.

Чтобы повысить роль среднего класса, нужно укрепить частную

собственность, она неприкосновенна, в ней должны быть заинтересо-

ваны в первую очередь те, кто хочет свободно и открыто трудиться на