1
УДК 93/94
Средний класс в России в жестких условиях выживания
© Т.В. Рысина, Е.В. Киселев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматриваются количественные и качественные аспекты формиро-
вания среднего класса в РФ. Отмечается роль в экономическом развитии «нового»
среднего класса. Определены критерии и функции традиционного и нового сред-
него класса в условиях усиления кризисных явлений.
Ключевые слова:
средний класс, традиционный средний класс, «новый» средний
класс, дифференциация денежных доходов, креативный класс.
Средний класс в современных обществах представляет собой спе-
цифическую социальную группу, характеристики которой сводятся не
столько к экономическим параметрам, сколько к роли, выполняемой
представителями данной группы в обществе. Директивно и статисти-
чески никто не определяет численность среднего класса, он формиру-
ется как бы стихийно, независимо от властных решений, но вместе с
тем служит неким фундаментом социально-экономического развития.
Определение этой социальной группы как средней, промежуточной,
обусловлено прежде всего средней, медианной позицией по качествен-
ным характеристикам лиц, относящихся к ней. Внимание к особенно-
стям среднего класса имеет очень долгую историю — с античных вре-
мен. Так, греческий философ Аристотель выделял три класса горожан:
очень зажиточные, крайне неимущие и стоящие в середине. При этом
он отмечал, что умеренность и середина является наилучшим положе-
нием, а «средний достаток из все[ благ всего лучше» [1, с. 43].
Дискуссии по поводу роли и значения среднего класса не прекра-
щаются и в настоящее время, причем как среди зарубежных, так и оте-
чественных исследователей. Наиболее значимый вклад в исследование
данной проблемы внесли известные российские ученые-социологи:
Т.И. Заславская, О.И. Шкаратан, Р.Х. Симонян, В.В. Колбановский,
Н.Е. Тихонова, Н.П. Попов и др. На важность формирования и посте-
пенный рост среднего класса обратил внимание и президент РФ
В.В. Путин. Ему принадлежат слова о том, что средний класс должен
«стать наибольшей группой в обществе, пополниться за счет тех, кто
тащит на себе страну: врачей, учителей, инженеров, квалифицирован-
ных рабочих» [1, с. 43].
Обычно количественные и качественные характеристики среднего
класса рассматривали под углом зрения исключительного влияния