Средний класс в России в жестких условия выживания
5
личает осведомленность о значимых исторических событиях, религи-
ях, сохранение памяти о предках и т. д.
Главными ценностями среди представителей среднего класса явля-
ются семья, работа. Работа рассматривается как средство заработать
деньги для обеспечения своей семьи качественным жильем, загородным
домом, хорошим автомобилем. Большое значение в семьях среднего
достатка придается образованию детей. Стремление устроить ребенка в
престижный детский сад, школу позволяет осуществить необходимую
социализацию детей. Широко распространены раннее обучение детей
иностранным языкам, занятия музыкой, танцами, спортом. Укреплению
семейных отношений способствуют совместные семейные путеше-
ствия, спортивные мероприятия и многое другое.
Итоги исследования поведения представителей среднего класса,
проведенного в 8 городах России, показали значимость таких качеств,
как честность в деловых отношениях, чувство долга, соблюдение об-
щественно признанных норм и правил поведения, уважение и само-
уважение, коммуникабельность, целеустремленность, умение выхо-
дить из трудных ситуаций, поддерживать доверительные отношения с
партнерами и коллегами по работе [6, с. 2].
В настоящее время переход части среднего класса в более низкие
группы по степени материального достатка еще не означает «сужение»
и исчезновение среднего класса как такового. Даже в условиях жест-
кого социально-экономического кризиса всегда остается в структуре
общества группа лиц, имеющих среднее или медианное положение по
уровню доходов. Главным здесь становится не столько фиксация лю-
дей со средним материальным положением, сколько появление тех,
кого стали относить к так называемому «новому» среднему классу.
В отличие от традиционного среднего класса, представители которого
обладают собственностью, средствами производства, «новый» сред-
ний класс обладает такими социально значимыми характеристиками,
как культура, уровень образования.
К сожалению, в России еще слишком мало исследований посвя-
щено новому среднему классу, однако внимание к так называемому
«креативному классу», его роли в формировании экономики знаний
все же есть [7, с. 224–227].
Зарубежные исследователи несколько раньше, чем отечественные,
обозначили характерные черты нового среднего класса, обладающего
высокой адаптивностью, социальной активностью, значительными
притязаниями в социально- экономической сфере. В ряде исследова-
ний доказывается возрастание социального статуса и доли в нацио-
нальном богатстве развитых стран очень узкого слоя высокоэффек-
тивных работников. Как правило, это те, кто занят в сфере «Hi-Tech» и
«Hi-Hume», их называют информационными работниками. От работ-