Background Image
Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Средний класс в России в жестких условия выживания

5

личает осведомленность о значимых исторических событиях, религи-

ях, сохранение памяти о предках и т. д.

Главными ценностями среди представителей среднего класса явля-

ются семья, работа. Работа рассматривается как средство заработать

деньги для обеспечения своей семьи качественным жильем, загородным

домом, хорошим автомобилем. Большое значение в семьях среднего

достатка придается образованию детей. Стремление устроить ребенка в

престижный детский сад, школу позволяет осуществить необходимую

социализацию детей. Широко распространены раннее обучение детей

иностранным языкам, занятия музыкой, танцами, спортом. Укреплению

семейных отношений способствуют совместные семейные путеше-

ствия, спортивные мероприятия и многое другое.

Итоги исследования поведения представителей среднего класса,

проведенного в 8 городах России, показали значимость таких качеств,

как честность в деловых отношениях, чувство долга, соблюдение об-

щественно признанных норм и правил поведения, уважение и само-

уважение, коммуникабельность, целеустремленность, умение выхо-

дить из трудных ситуаций, поддерживать доверительные отношения с

партнерами и коллегами по работе [6, с. 2].

В настоящее время переход части среднего класса в более низкие

группы по степени материального достатка еще не означает «сужение»

и исчезновение среднего класса как такового. Даже в условиях жест-

кого социально-экономического кризиса всегда остается в структуре

общества группа лиц, имеющих среднее или медианное положение по

уровню доходов. Главным здесь становится не столько фиксация лю-

дей со средним материальным положением, сколько появление тех,

кого стали относить к так называемому «новому» среднему классу.

В отличие от традиционного среднего класса, представители которого

обладают собственностью, средствами производства, «новый» сред-

ний класс обладает такими социально значимыми характеристиками,

как культура, уровень образования.

К сожалению, в России еще слишком мало исследований посвя-

щено новому среднему классу, однако внимание к так называемому

«креативному классу», его роли в формировании экономики знаний

все же есть [7, с. 224–227].

Зарубежные исследователи несколько раньше, чем отечественные,

обозначили характерные черты нового среднего класса, обладающего

высокой адаптивностью, социальной активностью, значительными

притязаниями в социально- экономической сфере. В ряде исследова-

ний доказывается возрастание социального статуса и доли в нацио-

нальном богатстве развитых стран очень узкого слоя высокоэффек-

тивных работников. Как правило, это те, кто занят в сфере «Hi-Tech» и

«Hi-Hume», их называют информационными работниками. От работ-