Т.В. Рысина, Е.В. Киселев
4
Таблица 1
Характеристика материального положения опрошенных
Финансовые возможности
Градация
по материальному
положению
Доля от чис-
ла опрошен-
ных, %
Практически ни в чем себе не
отказывают
Богатые
2
Практически на все хватает, но
недоступно приобретение квар-
тиры, дачи, дорогого автомобиля
Зажиточные
9
В основном на все хватает, но
для дорогих покупок нужно
брать деньги в долг
Обеспеченные
29
На повседневные затраты хвата-
ет, но покупка «приличной»
одежды затруднительна
Малообеспеченные
21
На повседневные затраты ухо-
дит вся зарплата
Бедные
22
Денег не хватает до зарплаты,
приходится брать в долг
Нищие
11
Отказались от ответа
—
6
Можно предположить, что попадание в средний класс характерно
для лиц, вошедших в третью группу — обеспеченные, — которые не
испытывают недостатка в приобретении нужных покупок, их число
составляет около четверти всей выборки. Представители третьей
группы могут передвинуться и попасть как в группу зажиточных, так и
в четвертую группу — малообеспеченных. Диффузность, перемеще-
ние представителей среднего класса как в низшую, так и в высшую
группу по уровню материального благополучия отличает российский
средний класс от среднего класса за рубежом, численность которого
более стабильна и имеет в последнее время нарастающую тенденцию.
По мере становления среднего класса в Российской Федерации все
больше возрастает значимость нематериальных критериев. Социоло-
гические опросы последних лет свидетельствуют о том, что в качестве
специальных характеристик среднего класса отмечают «общий уро-
вень культуры». Данный критерий отнесения к среднему классу доста-
точно широк по своему наполнению — это и стремление к совершен-
ствованию, и наличие четкой системы ценностей и целей в жизни, ин-
терес к литературе, искусству. Для представителей среднего класса
важна самоидентификация с определенной культурной средой, их от-